Сухопутные сражения в Empire Total War

Раздел посвящён тактике и стратегии сухопутных баталий Empire Total War

Кавалерия в Empire Total War

Кавалерия в Empire Total War

Конница - это неотъемлемая часть любой армии. Поэтому грамотное использование конницы на поле боя – это залог успеха.
Самое важное, что нужно знать, что при чардже (от англ. charge - атака с разгона) конницей она слету сминает сразу много бойцов и понижает мораль подразделения. Суть в том, что чардж помогает быстро подавить пехотный отряд.
В игре Empire Total War большая часть конницы в рукопашной битве слаба. Не считая конной гвардии - та в ближнем бою очень сильна, хотя и ей лучше в рукопашной не задерживаться. Потому кавалерией надо бить и отходить, а потом снова бить – не давая коням застрять в пехоте. Это сложно, но эффективно не только в Empire Total War, но и в любой игре серии Total War.

Основные особенности конницы

Вся легкая конница передвигается быстрее, и меньше устает, чем тяжелая, но слабее в рукопашной.
Чардж тяжелой конницы - это убойная сила. Но атака сравнительно медленная, что конечно дает больше шансов на ее перехват.  К тому же тяжёлая кавалерия быстро устает. В этом плане хороши гусары 2-го гусарского полка и гусары Мертвой головы ввиду сильных параметров атаки и высокой скорости, как у легкой кавалерии.
После серии экспериментов было выяснено что конница, выстроенная в 3-4 ряда (не считая уланов) имеет лучшие показатели при атаке и пехоты, и конницы.
По моим наблюдениям уланы при атаке пехотного отряда, который построен в 2 линии, наносят наибольший урон. Так же уланы страшны при чардже кавалерии противника - если она въезжает даже в тяжелую конницу, то наносит значительные потери. Правда задерживаться уланам в рукопашной нельзя.
Отдельно нужно рассказать о стрелковой кавалерии и драгунах.
Естественно, основное отличие в том, что они могут стрелять. Есть не большая хитрость: при направлении врукопашную стрелковая конница быстрее стреляет нежели та, что стоит на месте. При этом нужно учесть, что конница должна двигаться прямолинейно иначе она может не выстрелить вообще. Так же нужно учитывать, что при чардже в сектор обстрела вашей конницы не должны попасть другие отряды, иначе она стреляет по ближайшему отряду.  Потому чтобы по вашей коннице не выстрелила другая конница, ее нужно прятать за своей пехотой, подставляя пехоту под выстрел.
При противодействии стрелковой конницы другим видам кавалерии нужно учитывать, что стрелки  всегда должны быть повернуты сектором обстрела в сторону противника, иначе они просто не успеют выстрелить.  Так же нужно учитывать, что стрелковая конница очень уязвима при ударе в тыл. Поэтому момент, когда противник отводит конницу, всегда очень удобен для контратаки.  
Если вашу стрелковую кавалерию контратакуют (особенно драгун) то лучше не отходить. Поскольку велики шансы, что просто не успеешь отойти на безопасное расстояние. При таком отходе конница получит удар в тыл и есть риск что она покинет поле боя чуть ли не в полном составе.
Если ближний бой неизбежен, то в мясорубке лучше оставлять рукопашную конницу (сдерживать атакующего противника), а стрелковую вывести что бы стрелять по врагу.
Так же о стрелковой коннице нужно сказать, что она может стрелять «в след». К примеру, некоторые игроки подбегают драгунами, делают залп и уходят. Если рядом есть ваш отряд драгун то быстро переместитесь к врагу так, чтобы ваш отряд успел зацепить его сектором обстрела и тогда ваши драгуны выстрелят им вслед, даже если враг уже покинул сектор обстрела. К слову, когда нет опасности подобного противодействия, тактика подскока и выстрела – довольно эффективна.
Отдельно стоит сказать о слонах, это весьма сокрушительный род войск. Но надо признать, что его тяжело использовать. Слоны очень хорошо разгоняют пехоту. Пехоту в три ряда они прогоняют моментально, поэтому против слонов имеет смысл растягивать отряд подлиннее. Так же в перед чарджем им не страшно каре. Поэтому в каре пехоту нужно сворачивать только после первого удара слонов. В  рукопашной слоны слабоваты, потому ими нужно только чарджить. Ввиду их малой численности при обстреле они быстро погибают, а так же при контратаке конницей они тоже весьма быстро гибнут. Надо признать,  что они больше пугают пехоту, чем истребляют ее. Поэтому пехоту после её бегства нужно добить, чтобы она не вернулась в бой.

Противодействие пехотой

Пехота может защититься от атаки конницы если:
1.    Пехота в каре (атаковать каре бесполезно)
2.    Пехота расположена на возвышении (когда конница атакует в гору её удар очень слаб)
3.    Пехота в лесу (в лесу конница не может чарджить)
4.    Пехота успевает дать залп по кавалерии (не считая каре это самая эффективная защит. Поэтому нужно быть аккуратным, атакуя конницей. Не попадать под обстрел пехоты, не атаковать безрассудно в лоб.)
Также против конницы используют колья:
Колья выставляются стрелками. Их либо выставляют заранее, либо в упор к подходящей коннице (не рекомендуется против драгун так как те залпом перед атакой могут не дать выставить колья и уже на этой стадии деморализовать стрелков). Заранее колья менее эффективны, чем в упор, но ими можно будет пользоваться как прикрытием от коней. Если вы хотите выставить колья в упор, то когда конница только пересекла черту сектора обстрела, можете жать – если пехота не в лесу и не перестраивается, то она выставит колья в упор. И если противник не успеет отвести коней, весь отряд сляжет на кольях. Надо сказать, что выставлять колья против еще не выстрелившей стрелковой конницы почти бесполезно она стреляет по стоящим стрелкам и не дает нормально выставить колья, после чего часто все равно сминает стрелков.

Пехота в Empire Total War

Empire: Total War

Пехота - это основная часть любой армии. Поэтому грамотное использование пехоты на поле боя – это уже половина успеха. Имеется несколько видов тактического построения пехоты: «линейка»,  каре, разреженный строй (легкая пехота). Обычный строй (линейная пехота) - имеет вид вытянутого прямоугольника, направленного широким фронтом к противнику.

Пехота (пехотное построение) обладает определенным сектором обстрела, который показывается при выборе отряда.Соответственно этому сектору пехота и поражает цель.
Важно заметить, что сзади и с флангов пехотный отряд не может вести полноценный огонь, его нужно сначала развернуть в сторону противника – и только потом он сможет открыть огонь.
В Empire Total War это является огромным недостатком данного строя, поэтому очень важно учитывать эти обстоятельства при наступлении и обороне, поскольку на перестроение пехота потратит какое-то время, а значит, понесет ненужные потери. К тому же есть одно очень неприятное явление – отряд не может открыть огонь пока все пехотинцы не будут в сборе. Следовательно, необходимо следить за дисциплиной в строю, особенно при наступлении, т.к. один замешкавшийся пехотинец может погубить десятки своих товарищей.

 

Надо отметить, что почти все отряды пехоты, кроме элитной пехоты, шотландцев и гвардии стреляют шеренгами.
Стрельба шеренгами
– это такой способ стрельбы, когда войска стреляют ряд за рядом. Ряд, второй, третий -  а потом идёт довольно долгая перезарядка. При такой стрельбе нужно понимать, что стреляют только первые три ряда. Потому в перестрелке пехоту нужно выстраивать максимум в три ряда, чтобы стреляли все бойцы в отряде.
Есть одна тонкость -  длина шеренги. Чем длиннее шеренга, тем больше пехотинцев даст залп и тем больше будет выбито стрелков в другой линейке, это не даст им выстрелить, и даст преимущество вашей линейке. Следует заметить, что линейка в два ряда – всегда выносит линейку со стрельбой шеренгами выставленную в три ряда – учитывайте это!!
Повзводный огонь ведется по-другому. Пехота слегка растягивается и начинается обстрел. Сила повзводного обстрела в том, что он ведется постоянно и сильно действует на моральное состояние противника - потому-то гвардия и побеждает (давит по морали  и точности).
При стрельбе повзводно нужно выстраиваться тоже в три ряда, иначе задние ряды не стреляют. При этом гвардия в две шеренги не имеет преимущество над гвардией в три шеренги. Потому вполне логично выстраивать гвардию и пехоту, стреляющую повзводно в три шеренги. Так она и в каре быстрее свернется и атакует на меньшей площади, сосредотачивая свой огонь на небольшом участке обороны противника.
Так же непрерывность огня при повзводной стрельбе помогает преследовать противника. Например при преследовании гвардией лёгкой пехоты. Догнать лёгкую пехоту вы не можете, но есть способ нанести её потери: сократили дистанцию, остановили гвардию, и она не перезаряжаясь почти сразу открывает огонь. Но есть и минусы этого способа стрельбы. Например, когда гвардия статично стоит на линии фронта, к ней можно подвести отряд линейной пехоты, сделать полный залп и убегать под прикрытие своих отрядов. В этом случае гвардия не успеет нанести соответствующих потерь линейке, поскольку она только изготовится к стрельбе и начнет обстрел. Поэтому в такой ситуации необходимо либо преследовать линейную пехоту не давая ей перезарядиться, либо стараться отводить гвардию до того как по ней дали залп.
Каре - это построение, при котором пехота выстраивается квадратом. Плюсами этого построения является дополнительный бонус против конницы, возможность вести огонь во все стороны, компактность расположения отряда. Минусы – чтобы передвинуть пехоту, вам сначала придется переформироваться в обычный строй. Кроме того огневая мощь данного строя сильно страдает - в 4 раза меньше, чем у линейного. В каре имеет смысл перестраиваться только против конницы. В остальном каре бесполезно, и наоборот только увеличивает ваши потери. К тому же против каре очень хорошо работают гренадеры.
Важно знать, что пехота сворачивается в каре тем быстрее, чем менее длинным является ее строй.
Пехоту можно разделить на 4 группы: стрелки, линейная пехота, вспомогательная пехота, гвардия.
В патче 1.5 всем видам пехоты найдется применение в сетевых баталиях.
Линейная пехота в основном выполняет функции стремительного нападения, прикрытия стрелков и конницы.
Основная задача гвардии на поле боя – это повышение морального духа войск (потому в сетевых сражениях берут чаще всего не более одного отряда при малой казне).
Вспомогательная пехота (казаки, ополчения, исарели) выполняет роль мяса, которого не жалко подставить под выстрел драгун или стрелков противника перед подходом основных войск.

 

Отдельная категория всей пехоты это стрелки. Они стреляют сначала залпом, потом начинают обстрел по готовности, то есть стрелки стреляют, когда перезарядятся. Первый залп стрелков, особенно по пехоте или коннице противника, наносит большие потери. Стрелки это та категория юнитов, которая диктует тактику, количество стрелков как раз и создает основную разницу в составах. Стрелки бывают с дальностью на 90 и 125 шагов. И те и другие являются весьма эффективным оружием, но довольно легко сминаются кавалерией (особенно легкой, гусары к примеру).
Легкую пехоту нужно тоже выставлять не больше чем в 3 ряда, а так же обязательно в легко-пехотное построение. В легко-пехотном построение стрелки гораздо эффективнее.

Управление пехотой или маленькие хитрости, о которых не все знают:
- прежде всего, пехоту очень легко развернуть назад, достаточно приказать пехоте идти назад и тут же нажать backspace (по умолчанию приказ "стоп"), и пехота развернется назад и уже через пару секунд сможет вести огонь, что очень порой помогает.
-  на самом деле пехота может вести огонь в любую сторону, просто для этого ей надо это приказать. Когда к вашему отряду подходят с фланга или с любой стороны то он может его обстрелять, просто выберите свой отряд и наведи курсор на отряд противника, как только он перестанет быть красным можно нажать. Тогда пехота не поворачиваясь выстрелит в любую сторону. Есть минус – это не всегда работает и если вы в дальнейшем не отдадите другого приказа отряду, то он может начать бегать за отрядом противника. Хотя такие "забеги" порой бывают весьма неожиданны для противника и эффективны особенно против конницы.
- существует баг легкой пехоты. Если пехота стояла на месте и в сектор обстрела заходит вражеский отряд, то легкая пехота будет стрелять по нему и после того как он покинет сектор обстрела. Это прием  читерский, поэтому  желательно его не использовать.

Характеристики юнитов в Empire Total War

Характеристики юнитов в Empire Total War

Важно знать чем отличаются один юнит от другого у разных наций.
И в чем нация сильнее, а в чем слабее. Мы не будем делать таблицы тактико-технических характеристик (ТТХ) юнитов, а просто опишем отряды и сделаем некоторые выводы. Итак, приступим:

Линейная пехота

Обычная среднестатистическая линейная пехота (линейка) абсолютно одинаковая у США, Швеции, Испании, Голландия (обычная голландская линейка). Три самые худшие линейки: индийцы (у Маратхи), русские, багирийцы (у Маратхи). Франция имеет линейку чуть лучше среднестатистической, но преимущество только в рукопашной, а потому, на мой взгляд, переплата пусть и 10 монет очевидна - не выгодная линейка.
Англия и Пруссия имеют почти одинаковую по силе линейную пехоту, только у прусаков быстрее перезарядка, а у англичан лучше рукопашная. Две самые сильные линейки (не считая элитную линейную пехоту, о которой мы поговорим позже) - Швейцарская (у Голландии) и Сикхская пехота. Сикхи более выигрышны - разница при найме в 110 монет и сильнее в рукопашной. Но при этом проигрывают 10 пунктов в перезарядке и 1 пункт в боевом духе. Поэтому в перестрелке один на один победят швейцары, а по деньгам выгоднее сикхи.
После самой сильной можно выделить турко-шотландскую группу. Турецкая и шотландская пехота (у Голландии) практически идентичны, но после патча 1.5 для Empire Total War турки чуть дороже, хотя при этом имеют чуть более быструю перезарядку. Следует заметить, что шотландская пехота имеет важную особенность - она может вести повзводный огонь.
Австрийская пехота на мой взгляд, четвёртая с конца после багирийцев, причем не оправданно дорогая. Пусть там и численно больший отряд пехоты, но меткость и перезарядка плохая. Также нужно отметь белькальских стрелков-янычаров, которые является уникальным юнитом. В перестрелке – это сверхмощная линейка, превосходящая по силе прусскую, при том она дешевле. Но она не может сворачиваться в каре против конницы.
Ну и самая сильная пехота, которая скорее можно отнести к гвардии - элитная линейная пехота: (она есть у Шведов и Прусаков). Тут и большая мораль, и повзводная стрельба и к тому же довольно невысокая стоимость (1060 монет).

Стрелки:

Можно выделить группу стран с абсолютно одинаковыми стрелками:
Франция, Голландия, Польша, Пруссия, Россия, Швеция. Эти страны имеют сравнительно слабых стрелков.
Три самых сильных: Егеря с духовыми ружьями, стрелки фергюсона, длинностволы у США, хотя они конечно слабы духом. Но их сильной стороной является то, что эти отряды невидимы для противника, если не атакуют. Также у них чуть больше точность. Следующими по силе идут: турецкая низами джиида (параметр боевого духа равняется 9), касодерос (боевой дух у них 8), зеленые мундиры - этот отряд только в рукопашной сильнее остальных. В целом, самую сильную европейскую легкую пехоту имеет Испания.

Пехотные Гвардии:

Первая группа - стандартная гвардия: Австрия, Великобритания, Франция, Польша, Россия, Испания, Швеция, США. Самая сильная гвардия - Пруссия: телохранители. На втором месте колстримская (Британия). На третьем - голландская гвардия. Самая дешевая гвардия: черная стража.

Легкие драгуны:

Отрядов такого типа в игре всего два вида: шведские и обычные. Шведских драгун в отряде больше на четверть (к примеру, если обычных 40 то шведских 50).

Конная гвардия:

Не считая прусаков, турок и маратхов конная гвардия у всех остальных наций идентична. Самая сильная бесплатная кавалерия - прусские Гард-дю-кор. Также стоит отметить таких юнитов, как

Конные стрелки:

Самые сильные конные стрелки – это турецкие конники Дели. Они почти так же сильны как конные полки в рукопашной и при этом стреляют, хотя они и стоят дороже.
Следующая по силе стрелковая конница – это французская легкая кавалерия. При своей малой стоимости она имеет весьма сильные характеристики, и при этом самую большую точность для стрелковой конницы (не считая драгун).  Следующими по силе, пожалуй, будут казаки. Неплохие кони, но точность не очень. Зато неплохи в рукопашной. Потом карабинеры. Конники пиндари (маратхи) и первопроходцы налетчики – пожалуй худшие виды стрелковой конницы. Отдельно можно сказать о верблюжьей кавалерии с шатурналами. Неплохая точность, хорошая дальность, но медленная скорость и слабый боевой дух.

Кавалерия европейских наций:

Основным видом используемой кавалерии в сети нынче стали гусары и конные полки. Дешевизна и неплохие боевые параметры послужили причиной этого.
Конный полк хорош при действиях против другой конницы, он сильнее в рукопашном бою, чем драгуны и может связать боем на некоторое время тяжелую кавалерию. Но он медленный.
В противовес, гусары слабее в рукопашной но более быстрые – особенно хорошо подходят для ударов по стрелкам противника.
Надо отметить, что и конный полк и гусары, если драгуны по ним не выстрелят, побеждают их в рукопашном бою. Необходимо упомянуть и казачью атаманскую конницу у русских. Юнит дорогой, но он повышает мораль находящихся рядом отрядов, обладает скоростью гусар и сильнее конного полка.

С давних времён одной из самых популярных игр у военной элиты был бильярд. А для хорошей игры необходимы профессиональные бильярдные столы, поскольку от этого напрямую зависит удовольствие, которое можно получить от поединка.

Empire Total War: как использовать артиллерию

Empire: Total War

Основные виды артиллерии, используемые в сражениях Empire Total War – это гаубица и пушка. Пушка бьет дальше, но для точного огня нужно корректировать огонь вручную, если конечно не использовать картечь. Пушки стреляют картечью довольно точно, но на близком расстоянии.
Гаубица не требует ручной наводки, но при попадании не может нанести критических потерь.
Для чего нужна артиллерия, что она дает и каковы минусы её использования? Прежде всего, артиллерия – это как ни странно, слабость вашего войска, потому что:

1.    Вы привязаны к артиллерийской позиции – следовательно, менее подвижны.
2.    При наборе полного стека (20 отрядов) вы не сможете взять лишний отряд пехоты или кавалерии, поэтому противник может получить численное преимущество над вами.

Из плюсов артиллерии:
1.    Противник вынужден атаковать, особенно если у него нет собственной артиллерии, которая сможет вести ответный огонь.
2.    Вы понижаете мораль войскам противника, особенно тем отрядам, которые несут потери от залпов.
3.    Противник часто начинает суетиться и совершает больше ошибок, торопясь уничтожить надоедливое орудие.

Самое сложное в артиллерии – научиться использовать пушки. Просто наводить пушки на цель – малоэффективно. Нужно наводить их самому, цельтесь в бугорки, в предметы на земле – будь то телеги, деревья и т.п. Тогда картечь сильно разлетается и поражает цель далеко от места разрыва (при этом она зачастую поражает цели, которые находятся за радиусом стрельбы). Причем если дать картечи получше разойтись она может выкосить куда больше пехотинцев, чем если она разорвется прямо в отряде. Если целиться нужно в гору, то стреляйте в подножие, тогда картечь пойдет вверх. Если на цель находится ниже орудия, то нужно целиться почти перед отрядом. Чтобы пристреляться к местности можно вполне использовать одиночные бои с компьютером. Возьмите 1 пушку и дайте 1 линейку врагу и попытайтесь сделать так, чтобы она не дошла, когда сможете в 100 процентов случаях из 100, значит, вы уже неплохо пристрелялись к этой местности.

Помните, что пушечные ядра против пехоты абсолютно бесполезны (они эффективны только против зданий и иногда помогают против кавалерии). Но дальность стрельбы ядрами значительно больше, чем у картечных снарядов.

Противодействие пушкам:
Основное что нужно сделать – это растянуть ряды ваших солдат как можно шире, тогда пушки даже при точном попадании будут выкашивать меньше солдат и не смогут нанести критических потерь.
И если войска идут эшелонами, то эшелоны должны иметь порядочный интервал, чтобы картечь не попадала сразу и в один эшелон и во второй.
Так же стрелки в легко-пехотном построении слабо уязвимы. Поэтому, если у вас есть преимущество в стрелках вы можете уничтожить пушки стрелками, подойдя к ним на расстояние выстрела без существенных потерь.
Так же артиллерийские позиции удобно обходить с флангов, прикрываясь флангом противника – не давая ему вести огонь. Противник не сможет обстреливать ваши отряды, поскольку в этом случае часть залпов попадёт в собственные войска.
Поэтому если сражение происходит на карте без зданий и в вашем распоряжении полный стек войск, то брать больше одного отряда артиллерии нет необходимости.


 

Чит юниты в Empire Total War

Empire: Total War

Естественно, нужно знать о чит-юнитах, которые, в империи имеются. Нужно знать, что они и с чем их едят.
Вот список чит-юнитов, которые по своим характеристикам главенствуют на поле боя:

1.    Австрия: егеря с духовыми ружьями
2.    Англия: стрелки фергюсона
3.    Австрия: гренцеры
4.    Драгуны (после сокращения дальности уже не на столько страшны)

{gallery}napoleon/chit-units-ststja{/gallery}



Итак подробнее:
Егеря с духовыми ружьями – считаются одними из самых сильных стрелков в игре (правда есть мнение, что фергюсоны сильнее, но все же, я бы отдал предпочтение егерям). Мало того, что они невидимы для врага до момента перестрелки - они еще имеют огромную скорострельность и по эффективности не уступают двум обычным стрелковым отрядам. Хорошо применимы против конницы – из-за невидимости могут подобраться на достаточно близкое расстояние, чтобы дать залп. К тому же они перестреливают на подходе линейку – спокойно. Несмотря на стоимость и отсутствие возможности ставить колья в новом патче - очень грозный юнит.

Фергюсоны – вторые по силе в игре стрелки после егерей. Они не обладают невидимостью, но зато могут выставлять колья против конницы. К тому же отряд стрелков Фергюсона численно больше чем отряд егерей. Хотя скорострельность этих бойцов несколько ниже, при умелом использовании они представляют собой убер-юнитов.

Гренцеры – хоть эта пехота бьет всего на расстояние 90 шагов и ей подрезали мощь последними патчами, она довольно сильна. Стреляют гренцеры из двух ружей и обладает повышенной живучестью: у линейки мало шансов против нее – только если она перейдет врукопашную. Так же большим плюсом является малая стоимость найма этих юнитов.

Драгуны – это без сомнения конница-чит. Стреляют прямо на скаку. При направлении в рукопашную дают залп по объекту, на который нападают (или иногда по ближайшему юниту). Потому выкашивают все. Мало того они еще и мало стоят. Потому даже конная гвардия  против драгунов почти бесполезна, не говоря уже об остальных типах конницы. Если нет ограничений на драгун, то без сомнения берите только эту кавалерию.