Само слово «руна» вовсе не означает «буква» или «знак». Оно означает «секрет» или «тайна». Слово «руна» — аналог латинского «аpканум» (напpимеp, «аpканы» Таро) или греческого «мистерион» («мистеpия»). Это дает нам важнейшее свидетельство об истинном значении слова. Системы рун вовсе не являются просто системами букв в обыденном смысле. Скорее, это системы тайн или таинств. Все индивидуальные секреты происходят из предвечного великого секрета — руны. Древний корень этого слова первоначально означал «шепот» или «рев», «вопрос» или «просьбу». Таким образом, мы видим, что «pуна» — понятие двойственное. С одной стоpоны, pуна вызывает перемены благодаря силе голоса, с дpугой — она занята вечным поиском ответов на, казалось бы, неразрешимые вопросы.
За последние два столетия ареал распространения тюркских рунических памятников намного расширился. Найдены эпитафические надписи и в Казахстане, и в Центральной Азии, предметы с руноподобными надписями обнаружены в древних сакских курганах и на скалах. В последующем с расширением ареала распространения и выявления этих памятников появились названия «орхонские руны», «таласские руны» или «орхоно-енисейские рунические памятники» и др.
Подлинники рунических надписей находятся в основном в трех странах мира: в России (Саяно-Алтай), Монголии и Китае (провинция Синьцзян).
![Изображение](http://www.kazpravda.kz/i_data/1122666936.jpg)
'Click here to open new window';}" onmouseover="if(this.resized) this.style.cursor='hand';" onclick="if(this.resized) {window.open('http://www.kazpravda.kz/i_data/1122666936.jpg');}" />
Нельзя отрицать убежденности древнетюркского общества в том, что письменность — дар божий, доступный лишь служителям Тенгри, что древняя письменность произошла когда-то внутри религии. Магическое значение проторунического письма, его применение в замкнутом, узком, жреческом кругу доказывают эпитафические надписи на валунах у древних захоронений тюрков. Не случайно архаичные образцы письма сохранены в наиболее консервативных поминальных ритуалах. В последние годы в тюркологии появилось название — рунология, которым слишком свободно манипулируют специалисты-дилетанты из дизайнеров с ультраспиритическими способностями и журналисты-романтики, вводя в заблуждение не только простого обывателя, но и некоторых ученых. Они выступают в СМИ, утверждая, что в Казахстане нет рунологов, кроме них, заполняя искусственно созданный вокруг этого понятия хаос своими замысловатыми идеями. Отсюда вытекает попытка создания на страницах отдельных изданий имиджа вокруг определенных персон. На самом деле очень мало рунологов-лингвистов даже на исторической родине этой науки — в Европе, так как руны там в основном являются объектом оккультизма и магии. А в тюркологической науке, которая косвенно относится к рунологии лишь схожим названием своего письма, и вовсе нет таких специалистов. Термин «рунология» употребляет видный тюрколог И. Н. Кзыласов в своих трудах как альтернативное название «тюркской рунологии», но для изучения этого направления как специальности указывает на термин «руническая эпиграфика».
В наше время тюркология больше развивается в лингвистическом направлении, но на самом деле под тюркологией надо подразумевать не только лингвистику, но и все науки, которые изучает тюркский мир, то есть их культуру, историю, этнологию...
Неопределенность названия и понятия свойственна тюркологии именно лингвистического направления. Многие ученые, не придерживаясь исторической даты и хронологии развития тюркского мира, относят все письмена до ХV века к древнетюркскому периоду.
Первыми письменными источниками тюркского мира являются рунические источники, классическим эталоном которых являются памятники Культегина, Бильге-кагана и Тоньюкука. Древнеуйгурские манихейские письмена в лингвистическом и в других аспектах не изучены вообще.
В Казахстане по языку рунических памятников защищено всего порядка пяти диссертаций. Эти изучения проводились на базе тюркской рунической эпиграфики (изучающей надписи на твердых материалах), и в меньшей степени — археографии (исследующей рукописи). Основателем и ведущим специалистом такого комплексного исследования в Казахстане является последователь московской тюркологической школы профессор Аманжолов. В данное время по этому направлению работают ученые К. Сарткожа, О. Бекжан и Н. Базылхан.
Эти исследования прежде всего направлены на достоверное, точное восприятие и воспроизведение старинных текстов, измененных воздействием времени и людей. Для изучения же тюркских рунических письмен следует знать комплексные методы. Это прежде всего владение древнетюркским языком, глубокие знания фонетических и грамматических разборов текста. Некоторые элементы более присущи археологии, в особенности изучению древних изображений. Такая работа требует умения отличать на камне или металле, терракоте или штукатурке, кости или дереве намеренные рукотворные борозды и углубления от естественных и случайных повреждений, равно как и не смешивать первоначальные резы или выбоины с более поздними, не относящимися к самой надписи.
Первый этап изучения письменных памятников в тюркологии намного сложнее, чем последующие. Неправильное установление первоначального, достоверного облика надписи, ее буквенного состава на стадии изучения и копирования текста — наиболее частая причина неверного прочтения древних надписей вообще.
Исходя из вышеизложенного, возникает вопрос: следует ли называть науку, которая только формируется и занимается в основном изучением орхоно-енисейских памятников, рунологией? Ведь по существу более точное ее название — тюркская руническая эпиграфика и палеографика. И она еще не сложилась как комплексный историко-филологический предмет ввиду разветвления в процессе развития истории и филологии на самостоятельные дисциплины и утраты объектов на стыке этих наук. Надо заметить, что к этой науке нужно пройти долгий путь познания, начиная от тамговых знаков, эпиграфики и палеографии, на основе солидного багажа знаний древнетюркской филологии, иметь большой экспериментальный, аудиторный опыт.
Это требует времени, навыков (включая полевой опыт), скептического хладнокровного аналитического отношения к этой тонкой науке. Ученый должен объективно оперировать фактическим материалом, откладывая в сторону эмоциональные заключения.
Хочется пожелать нашим коллегам не превращать эту святую и сложную науку в объект реализации собственных амбиций, без всякой ответственности громко причисляя себя к рунологам. А еще — не наводить «тени» на казахстанскую тюркологию, а набираться опыта и глубоких достоверных знаний.
_________________________________________________________
Вот тут статейка интересная, показывающая что скорее всего у тюрок руны были и ранее, чем сейчас нашли 7 века камешки. Из китайских источников инфа.
» Нажмите здесь чтобы показать Хинт... «
]]>
http://www.history.k...les/letter1.php
]]>
Тексты были названы руническими, поскольку весьма схожи со скандинавским руническим письмом. "Руна" означает тайнопись.
Я только сейчас толком понял смысл той картинки с футарком и гоктурком. Где ж они взаимочитабельны? Похожие знаки соответствуют разным звукам. Или ты не это имел ввиду?
Вот главный теоретик германо-тюркских связей:
» Нажмите здесь чтобы показать Хинт... «
]]>
http://www.adji.ru/book9_1.html
]]>
Он во многом фантазёр, но ИМХО доля рационализма в его идеях присутствует. Я например эту книгу прочитал за несколько дней в лёд.