Обзор (рецензия) Sid Meier’s Civilization 5: Боги и короли

Обзор (рецензия) Sid Meier’s Civilization 5: Боги и короли

Боги и короли... Признаться, прознав о готовящемся дополнении Sid Meier's Civilization V: Gods & Kings, Ваш покорный слуга, относящий себя к любителям этого творения Сида Мейера еще с младых ногтей (то бишь с самой первой версии), испытал нешуточный трепет. Как же! В игру возвращаются религии и шпионаж. Наконец-то! Это должно скрасить, чего уж греха таить, некоторое разочарование, возникшее сразу после выхода пятой версии игры, показавшейся несколько «простоватой» на фоне Civilization IV: Beyond the Sword.

Поэтому закономерно было и ожидание увидеть нечто схожее по концептуальности с BTS. Тем более, что разработчики недвусмысленно дали понять, что нововведения существенно изменят игру. Итак…

 

 

Горшки и боги

После, как всегда, великолепно выполненного видеоролика, прямо намекающего на то, что основных изменений нам следует ожидать на сломе Средневековья и Ренессанса, войдя в игровое меню, мы обнаруживаем добавление девяти новых цивилизаций. Это – гунны, кельты, нидерландцы, шведы, карфагеняне, австрийцы, майя, византийцы и эфиопы. Уже неплохо, хотя это и не главное, поскольку в многочисленных свободно распространяемых модах любители уже давно добавляют их пачками. Выбираем одну из них, строим первый город, и… вот оно! Некий значок в виде голубка с зеленой ветвью в клюве рядом с уже узнаваемым символом культуры в верхней информационной панели. Наскоро просмотрев технологическое древо, убеждаемся, что от концепции, привязывающей появление той или иной религии к определенному научному открытию, авторы отказались. Отныне веру нужно взращивать и лелеять постепенно, создавая в городах святилища и возводя Чудеса Света, способные ее аккумулировать. То есть теперь, помимо забот о росте баллов культуры и счастья, у Вас появится еще одна, схожая по характеру. Ну что ж, разумно, учитывая, что действительно мировые религии не рождались в один прекрасный день, а пробивали себе дорогу в умах и сердцах людей, изменяя их, но одновременно изменяясь и сами. Очевидно, это и хотели сказать авторы игры, впервые  попытавшись продемонстрировать развитие религии не просто в динамике расширения ее влияния на города и веси, а в ее синкретическом многообразии.

Все ранние культуры конечно же начинали с язычества. Не исключением стала и наша. Едва количество накопленных баллов веры переваливает за десяток, мы создаем свой первый языческий пантеон. Название довольно претенциозное, учитывая, что в игре он состоит из всего лишь одного (очевидно главного) божества. Более того, если Вы не вошли в первую пятерку создателей пантеонов, то далее вообще не сможете его основать, и Вам придется лишь заимствовать чужие культы.  – Ну и что? – спросите Вы. И вот здесь как раз и стоит припомнить давнюю поговорку о богах и горшках. В ней боги их не обжигали, но в игре они как раз этим и занимаются! Пара десятков готовых к сотрудничеству божков и богинь обещают предоставить Вам нешуточные бонусы, если Вы им поклонитесь. Так, бог моря обеспечит обильный улов рыбы, богиня любви – постоянный прирост счастья, ну а бог войны – сами понимаете… Подходить к выбору божества в Civilization 5: Боги и короли стоит даже более ответственно, чем к голосованию за кандидатов в депутаты, так как в отличие от последних божественную помощь Вы будете ощущать на протяжении всей игры. Советую внимательно оглядеть окрестности, поскольку большинство бонусов привязаны именно к типам местности и ресурсам, так что не будет лишним заранее спланировать, где вы будете ставить свои города.

 

Верую, ибо это лепо…

Теперь наш народ верует. Но вера его неглубока, как и приносимые ею дивиденды. И если мы хотим, чтобы она действительно превратилась в полноценную религию – вперед! Накопим еще 200 «голубков» и получим Великого Пророка. Он и станет нашим основоположником. А фундаментом новой религии станет старый пантеон: его бонусы никуда не исчезнут. У компьютерных оппонентов фантазия напрочь отсутствует, поэтому японцы в игре станут основателями синтоизма, монголы – тенгриизма, европейцы – христианства (всего религий 11), но авторы Sid Meier's Civilization V: Gods & Kings, как оказалось, не только не обделены воображением, но еще и наделены изрядной долей юмора! Да и у нас таковые имеются, поэтому наша религия может стать вообще уникальной и непохожей на известные! Мало того, что Вам будет предложено самим выбрать для нее символ и название, Вы также сможете «вложить» в ее догматы вначале два новых бонуса (любых, уже не территориальных, а глобальных, действующих на всю цивилизацию), а при появлении следующего пророка и укрепить их, добавив еще два. Нечего и говорить, что подобный конструктор религии предполагает наличие неслучайного выбора, что и делает религию в игре слугой сознательно избранной игроком стратегии развития.

Новая вера рванет – ложись! ( Ю. Шевчук)

 

Голубок-голубок, пусть появится Пророк!

Как можно догадаться, дальнейшая наша задача - чтобы наше праведное мировоззрение распространилось и среди иноземных прихожан. Конечно, можно все пустить на самотек, предоставив вере прорастать самой, как это было в Циве IV, но тогда мы сможем наблюдать картину, когда в одном и том же городе уживаются приверженцы разных религий, между которыми постепенно нарастает напряженность. Справедливости ради, стоит отметить, что какого-либо весомого влияния на счастье, культуру или иные характеристики развития города при повышении этого параметра я так и не заметил. И это сильно снижает интерес к дальнейшему накоплению «голубков» в отличие от накопления баллов той же культуры, изменяющей формы правления.

Мирное сосуществование

Однако, вернемся к вопросу об использовании «птиц мира». Моментально обратить город в Вашу веру способен Пророк. Тем не менее, являясь Великим Человеком, он -  редкий гость, и баллов веры за его появление нужно все больше и больше. А вот рядовых миссионеров Вы можете купить за очки веры в уже обращенных городах. Своим словом эти персонажи могут увеличить количество последователей Вашей религии в трех населенных пунктах. Помимо проповедников также можно нанимать и инквизиторов, которые, наоборот, искореняют проникшие чужеродные культы. Все это могло бы сымитировать религиозные конфликты средневековой эпохи, если бы, повторюсь, не абсолютно незначительный эффект от религиозных волнений. В общем, никакого серьезного соперничества на этой ниве Вы здесь пока не увидите. В конце игры количество миссионеров и пророков, как и очков веры, может вообще зашкаливать, но их наличие или отсутствие вообще не ощущается. Быть может, это призвано продемонстрировать падение авторитета религии в современном мире, однако все же остается надеяться, что в следующих патчах разработчики Civilization 5: Боги и короли смогут превратить концепцию религии в действительно увлекательную мини-игру, иначе вера останется лишь добавлением бонусов, имеющих значение только на ранних этапах.

 

Короли и капуста

Рыцари плаща и кинжала… Это один из романтических вариантов перевода названия «Beyond the Sword», аддона для четвертой Цивилизации, впервые выведшей на арену этой игры шпионов. Увы… Ни рыцарей, ни романтики… Судите сами.  Шпионаж в  Civilization 5: Боги и короли максимально обезличен. Игрок никак не может повлиять на создание шпионов и приобретение ими навыков. Едва вы вступаете в эпоху Ренессанса, у Вас автоматически появляется агент (как будто до этого шпионское ремесло не существовало!). Каждая последующая эра добавит Вам еще одного. Итого, на конец игры у Вас максимально может быть лишь пять шпионов. Однако забудьте о прокачиваемых в результате успешных миссий юнитах, проникающих на территорию противника и уничтожающих его инфраструктуру. Теперь – наблюдайте за своей шпионской сетью, глядя на маловыразительный интерфейс экрана шпионажа.

Опасаясь контрразведки, избегая жизни светской… (В. Высоцкий)

Каждый шпион может быть направлен Вами в чужой город для:

  1. кражи технологии;
  2. разрушения здания;
  3. подтасовки выборов (касается лишь городов-государств); либо пребывать в своем для исполнения миссии контрразведки.

Если повезет (!), то, встретив в городе чужого шпиона, один из них может убить другого и получить вероятность прокачаться до следующего уровня. Аналогичное происходит и при успешной краже технологии. Все это прекрасно, но уровней-то всего три: новичок, агент и суперагент – а вероятность получения следующего уровня вполне сравнима с вероятностью гибели нашего шпиона от руки вражеского, что и заставляет использовать агентов (ограниченное ж количество!) на более безопасных миссиях.

Как оказывается, эти безопасные миссии и являются наиболее эффективными. Здесь я коснусь темы, которая стала для меня неприятным открытием с самого момента выхода Цивилизации V – о городах-государствах. Возможно, многие со мной не согласятся (мол, это всего лишь игра), но, мне кажется, что за самой концепцией ГГ скрывается недостаток продуманности общей линии игры, всегда до этого славившейся своим историзмом. Мелкие полисы превращаются в истинных диктаторов и часто становятся определяющим фактором стратегии игрока. И, к сожалению, это получает дальнейшее развитие в аддоне.

Раньше Вы им отстегивали «капусту», и за свою дружбу «маленький, но гордый» городок  наделял Вас культурой, ресурсами, войсками и бог знает, чем еще. Через время он требовал еще золота, строительства дорог, но теперь его амбиции еще более возрастут! Полис может пожелать оскорбить соседа (ничего, что вы при этом нарветесь на мировую войну?), занять первое место в культурном или религиозном рейтинге, но при всем дополнении немногообразных требований Вы, властитель империи, по-прежнему обязаны будете ему, пузатому выскочке, отстегивать бабла, бабла, бла-бла… А вот теперь и скажите мне: так кто истинные короли игры? Не города ли государства? Вот и получается, что самыми эффективными миссиями шпионов являются подтасовки выборов в городах-государствах, а проще говоря - само  присутствие Вашего агента в таком полисе периодически повышает на него Ваше влияние, что существенно снижает необходимость дальнейших денежных вливаний. Но почему-то одновременно ни контрразведка, ни фальсификации выборов шпионов не прокачивают вообще. Ну и где историзм и справедливость?

 

Панки Цивы не боятся

Разумеется, помимо главных нововведений, в Civilization 5: Боги и короли есть и другие фичи. К примеру, разработчики приятно разнообразили линейку войск и технологий эпохи, соответствующей Первой мировой войне. Теперь современные вооружения придут к Вам лишь после долгой эволюции. Также наряду с Великими Полководцами Вы сможете получить и Флотоводцев за выигранные морские сражения.

Отдельно хочется остановиться и на сценариях. Особенно на одном, под названием «Мир пара и стали». Представьте себе ожившие фантазии Жюля Верна или Герберта Уэллса, Землю, на которой среди всех наук приоритет был отдан механике, миром правят надгосударственные корпорации, а алчность и хищническое использование природных ресурсов были доведены до абсолюта. Да-да, Вы правильно поняли – это стимпанк и одновременно полная переработка игры, включая технологии и юниты. Чадные заводы и адская машинерия поведут борьбу за контроль над будущим человечества. Мило и ново.

Как бы русский стимпанк

Адские машины

Остальные два сценария Civilization 5: Боги и короли не отличаются особой оригинальностью. Они для любителей повоевать. «На пути к Возрождению» окунет Вас в пучину европейских религиозных войн, а «Падение Рима» даст возможность отстоять последнюю из древних империй, ну или погубить – это уж по желанию. Соответственно, здесь вы не найдете развития науки или особого строительства, а в «Падении», представляющим собой блиц на 70 ходов, даже дипломатия отсутствует.

Не люблю слова «вердикт», но в конце оно напрашивается само собой. Итак:

  1. Религия – ценное нововведение и при должной доработке сможет существенно разнообразить игру. Но пока еще идейно не доведена до конца.
  2. Шпионаж вызывает пока больше вопросов о целесообразности и ценности его внедрения. Сыровато.
  3. Стимпанк откровенно порадовал.
  4. Юниты, технологии и другие дополнения, безусловно, нужны и полезны.
  5. И все же я никогда не перестану любить Циву, хотя как же и не поиздеваться немного над любимой игрой:

Циволяпы:

Два Колосса по цене одного

Датские лыжники, гордо прокладывающие лыжню по цветущим полям северной родины

 

 

Купить Sid Meier's Civilization V: Gods & Kings
  • Обычное издание

Добавить комментарий

You are here Обзоры Стратегии Обзор (рецензия) Sid Meier’s Civilization 5: Боги и короли