Total WarS Огнём и мечом (ОиМ) Mount&Blade Огнем и мечом. Как подбирать спутников в отряд. Советы эксперта

Mount&Blade Огнем и мечом. Как подбирать спутников в отряд. Советы эксперта

Почему M&B, почему M&B:OiM и почему именно «Потоп» в OiM? Первое объяснять вряд ли надо, разве только совсем уж ничего не слышавшему новичку, так как игра имеет немалое число поклонников. В своё время, года полтора назад, захотев погонять в какую-нибудь ролевуху и не очень любя фэнтезийное окружение, увидел «Историю героя». Как оказалось, это было самое оно, - игра прописалась на моём компьютере, и даже сейчас никуда уходить не собирается. В моды, которые время от времени появлялись, я не играл, видимо побаиваясь, что меня повторно «накроет», как «накрыл» в своё время Native. Но, повстречав в новогодние праздники в продаже пластиковый бокс с «Огнём и мечом», удержаться не смог. Почему? Потому что Сенкевич. Книги пана Генрика в школьном детстве были одними из самых любимых, и, как это не забавно сейчас вспомнить, было большим вопросом, чем бы закончилась умозрительная дуэль между знаменитой французской четвёркой и четырьмя главнейшими (в моём понимании) литературными представителями спесивой польской шляхты. Если с одной стороны находился всем известный мастер клинка, «первая шпага» Франции, Шарль де Бац Костельмор д'Артаньян, то другая сторона располагала Михалом Володыевским, у которого, как остроумно пошутил один геймер, навык владения одноручным оружием должен быть не менее 999 (замечу, из 460 единиц, которые возможно набрать «с кнопки», благодаря навыку владения оружием). А с весомостью и аппетитом господина Портоса вполне мог бы поспорить пан Заглоба, в которого может влиться уж никак не меньше вина. Купив, установив (тут же поставив патч – увы, ничто не совершенно, даже так талантливо задуманное), и столкнувшись лицом к лицу с Анджеем Кмицицем, Михалом Володыевским, Яном Скшетуским и Онуфрием Заглобой, я понял, что, прежде всего надо идти по сценарной ветке «Потопа».

Что главное на войне, пусть даже и происходящей внутри вашего системного блока? Несомненно, друг, который поможет своим острым клинком или выпьет стакан вина вместе с вами в ближайшей таверне. Вот и в «Огнём и мечом», как в Mount&Blade вообще, одна из важнейших задач – выбор спутников – NPC.

 

При оценке сочетаний NPC в отряде можно исходить из следующих предпосылок.

 

1. Наличие двух квестовых NPC – Заглобы и Мамая – без которых невозможно играть сценарные ветки «Потоп» и «Чёрный гетман». Соответственно, идя по этим веткам, надо учитывать, что сочетание NPC должно строиться, опираясь на  предпочтения этих двух персонажей.

2. В перспективе, наиболее выгодны NPC, у которых «задраны» характеристики интеллекта и харизмы, так как они отвечают за почти все (кроме сбора трофеев, который относится к ловкости) командные навыки. Это, прежде всего, Заглоба, изначально имеющий интеллект и харизму по 12 единиц, и Бускадор (интеллект и харизма - 12 и 14 единиц соответственно).

3. Наличие четырех NPC c «неприлично» прокачанными на начало игры командными скилами, а именно: Виктор де ла Бускадор – тактика - 4; Федот – слежение - 3, поиск пути - 2, зоркость - 2; Сарабун – перевязка ран – 4, хирургия - 3, первая помощь - 3; Ингри – торговля - 7 (замечу, что у последней скил торговля (7) сильно не соответствует харизме (9), что делает дальнейшую прокачку торговли на раннем этапе несколько затруднительной).

Очевидно, наличие таких мощных NPC  в отряде наиболее предпочтительно для игрока. Причем пары Бускадор - Ингри (нейтральные друг другу NPC) и Федот - Сарабун (Федот симпатизирует Сарабуну) стабильны, главная трудность состоит в том, что наиболее необходимые в начале игры NPC – медик и торговец – трудно уживаются друг с другом (Ингри отрицательно относится к Сарабуну). Аналогично, тактик Бускадор, также как и Ингри, не выносит Сарабуна. Соответственно, можно взять  одну из этих двух стабильных пар (Федот - Сарабун), дополнив её «взращенными» тактиком и торговцем или другую стабильную пару (Бускадор - Ингри), дополнив её до стабильной тройки Федотом и «вырастить» своего медика, не зная проблем с моралью NPC. Путь «склеивания» всех четырех этих NPC (собственно, это и был мой выбор) в одной команде тернист, но не невозможен – для этого нужно грамотно выстроить диалоги с NPC, когда они начнут жаловаться друг на друга (о чем ниже), иначе придётся постоянно проводить боевые операции. Иногда по 2-3 раза за игровые сутки, что не всегда удобно, особенно при выполнении квестов от польских гетманов, полковников и прочей шляхты. И, конечно, в дальнейшем, обязательно наращивать скилл лидерства главного героя, что позволит приводить в норму мораль спутников, «обиженных» присутствием нежелательных для них лиц. Чуть позже, когда выяснял отношения между всеми NPC (не в сценарной ветке "Потопа", а вообще в игре), оказалось, что Бускадор симпатизирует Цепешу, что упростило «удержание» Бускадора в команде и сделало Цепеша (противовес Сарабуну для Бускадора) просто необходимым персонажем.

К этой партии из пяти NPC был добавлен Елисей, которому наличие Бускадора компенсирует присутствие Ингри, а в дальнейшем и Заглобы. Шестым в команде стал Бахыт (на будущее, так сказать), т.к. он симпатичен Заглобе и Цепешу. Наличие Бахыта неприятно Федоту, что компенсируется наличием Сарабуна, но сам Бахыт в «Потопе» «беззащитен», так как его симпатия - Мамай - остаётся в альтернативной квестовой линии. С этой командой, пойдя по «Потопу», получил Заглобу, составив стабильную команду из 8 NPC, с хорошей моралью (за счет ответов на «жалобы») у каждого.

Как говорится, твори, выдумывай, пробуй – в процессе игры оказалось, что в слова Ингри к двум другим персонажам (Оксане и Ольгерду) вкралась ошибка – задублированы её слова, она говорит и про Оксану и про Ольгерда одно и то же, что ввело меня в заблуждение. Это несколько упростило дело, и, уже сейчас, пытаясь составить максимально расширенную по численности NPC, команду, пришел к выводу, что к линейке Бускадор - Ингри - Федот - Сарабун - Цепеш - Бахыт – Елисей – Заглоба можно добавить Оксану (ей симпатичен Заглоба, что компенсирует неприязнь к Бускадору), а она, в свою очередь, удержит Ингри. Таким образом решилась задача удержания четырех, самых «наваристых» NPC - в данной «конфигурации» только Федот имеет двойную «моральную нагрузку» (Бахыт, Оксана). Сюда можно подключить ещё и Ногая. Целесообразность включения ксендза, Карлссона, Ольгерда осталась под вопросом – моральная компенсация будет у всех, но появится большое число NPC, имеющих две антипатии, – а оно кому надо? Явно лишними в этой компании являются Варвара и Фатима, давящие на Бахыта, о котором чуть ниже.

 

Также ещё надо отметить два важных момента:

 

I. Для облегчения построения цепочек уживающихся друг с другом персонажей и создания таблицы взаимоотношений NPC, опишу их поведение, по количеству симпатий - антипатий «на душу населения»:

Одна симпатия – максимальная мораль NPC, персонаж рад жизни, дышит полной грудью и можно достаточно долго идти по карте, ни с кем не сражаясь;

Одна симпатия, одна антипатии – ситуация практически аналогична, с той лишь разницей, что мораль персонажа «просаживается» немного быстрее до определённого уровня (но остаётся достаточно высокой);

Одна симпатия, две антипатии – чуть хуже, но не смертельно, персонаж находится, конечно, не в ажиотаже, но всё же доволен и особых хлопот не доставляет;

Одна антипатия – проблемный персонаж – мораль может быть поднята только до определённого уровня (чем выше скил лидерства у главного героя, тем уровень морали у NPC будет выше), сколько не побеждай врагов, всё будет мало – неизбежно падение морали такого NPC, но её хотя бы можно вернуть, только делать это придётся очень часто;

Две антипатии – как говорится, «и со святыми упокой» - этот уйдет гарантированно, падение морали быстро и неизбежно, воюй не воюй, будь ты хоть сам А. В. Суворов или, на крайний случай, Н. Бонапарт, что, несомненно, хуже.

 

II. Всё в пункте I было бы просто если, бы не то, что NPC жалуются на свои антипатии, и мораль жалобщика и того, к кому он предъявляет свои претензии, будет зависеть от реакции главного героя - поддержит ли он жалобщика или его оппонента, или же останется безучастным к ним обоим. Я, в своём варианте, отреагировал следующим образом (по мере поступления NPC) в команду:

Бускадор - Сарабун - поддержать Бускадора, т.к. Сарабун не имеет антипатий + симпатия Сарабуна к Федоту;

Ингри - Сарабун - поддержать Ингри по той же причине, что и выше + Ингри получит свою симпатию - Оксану лишь через какое-то время;

Елисей - Ингри - поддержать Ингри по той же причине, что и выше;

Федот - Бахыт - поддержать Бахыта, так как его симпатия остается в другом квесте;

Елисей - Заглоба - поддержать Елисея, на него приходится две антипатии, в отличие от совершенно «чистого» Заглобы;

Федот - Оксана - поддержать Федота, так как на Федота приходится две антипатии (Бахыт и Оксана), причем Бахыт уже поддержан не в пользу Федота;

Цепеш - Оксана - поддержать Оксану;

Оксана - Бускадор - поддержать Оксану, так как она втянута в целых три «выяснения» отношений, в одном из них поддержан жалующийся на неё Федот, Бускадор же, до сих пор, был «в шоколаде»;

Ногай - Елисей - поддержать Ногая, так как мораль Елисея уже достаточно скомпенсирована.

Что можно сказать о специализации по командным навыкам? Само собой разумеется, что у главного героя должны прокачиваться лидерство, содержание пленных, убеждение и логистика. Тактик – Бускадор, медик - Сарабун, торговец - Ингри, следопыт - Федот, за что, собственно, и боролись. Остается инженер, которого можно выбрать из персонажей с высоким начальным интеллектом (Цепеш, Елисей, Заглоба) и лутер, для которого подойдут NPC с относительно высокой начальной ловкостью – для этой роли подходит Ногай (ловкость 10). По моему мнению, также есть смысл задублировать медика (подходит Оксана), торговца (хороший кандидат Заглоба) и лутера (выбрать из Цепеша или Елисея). Смысл такого дубляжа в компенсации раненного (или временно переданного «на прокат») персонажа. Медик же и лутер нужны в процессе боя, а торговец сразу после него, и отсутствие одного из них приведет к потерям в отряде, не взятым с поля боя предметам или ожиданию момента для выгодной торговли.

И, напоследок, о двух очень интересных и нужных, но скромных NPC. Они вполне себе «рядовые», но выполняют в игре очень важную, хотя и скрытую, роль. Это Бахыт и Оксана. Дело в том, что их симпатии, Мамая и Заглобу, игрок может получить только в квестах, взаимоисключающих друг друга, что делает Бахыта и Оксану как бы персонажами-«вентилями». Они в любом квесте (теоретически 15 NPC) или фриплее (теоретически 14 NPC) не дадут собрать в команду всех возможных NPC, поскольку, хотя бы у одного из «вентилей» не будет NPC-симпатии, и он уйдет, потянув за собой ещё группу персонажей. В «Потопе» это будет выглядеть так - если после подключения в команду Заглобы умудриться завербовать всех NPC (естественно кроме Мамая, которого в этой сценарной ветке взять невозможно), то Бахыт, не имея противовеса не любимым им Фатиме и Варваре, уйдет, что, в свою очередь, выбьет Цепеша, за ним Бускадора, затем Елисея, затем Сарабуна – отряд, заполненный персонажами «по самое горлышко», складывается как карточный домик.

Реклама от спонсоров

 


 

 

На сайте размещены руководства и обзоры по играм серии Total War, а также модификации (моды) к ним.

Rome (Barbarian Invasion, Alexander), Medieval 2 (Kingdoms), Empire (The Warpath Campaign), Napoleon и Shogun 2 Total War являются зарегистрированными товарными знаками The Creative Assembly Limited и SEGA. Игра по сети на серверах Steam и GameSpy.
Статьи и обзоры к игре Mount & Blade (История Героя, Огнём и Мечом, Warband)

(с) TotalWarS 2012. Копирование материалов сайта разрешено при наличии в тексте прямой индексируемой ссылки на источник. Связь с администрацией сайта -
связь с администрацией