Архитектура древней Руси

С древнейших времен на Руси преобладало деревянное строительство, что объяснялось обилием лесов, нехваткой и трудностью добычи в большинстве регионов строительного камня, относительной дешевизной дерева. Из дерева строились не только жилые дома крестьян, но и крепостные стены, боярские терема, княжеские дворцы, церкви. Преимущественно деревянный характер древнерусской архитектуры обусловил то печальное обстоятельство, что многие архитектурные памятники 10-17 веков оказались утрачены. Основной элемент любой деревянной конструкции – бревно – определял и пределы, и возможности творческого поиска строителя, какое бы он здание не строил – простейший четырехугольный сруб крестьянской избы или сложные объемные композиции княжеских ансамблей или шатровых церквей.

Каменное строительство получило определенное развитие с конца 10 начала 11 веков, что было связано с крещением Руси, и первоначально преобладало в церковном зодчестве. Первой известной по летописям каменной постройкой Руси можно считать Десятинную церковь (церковь святой Богородицы) в Киеве, сооруженную в первые годы после Крещения Руси, в 989-996 годах и сочетающую в себе традиции и приемы византийской и болгарской церковной архитектуры. Влияние греческих мастеров отчетливо прослеживается в архитектуре Спасо-Преображенского собора в Чернигове (1030-е годы). Стремление следовать византийским образцам заметно и в крупнейшем храме Киевской Руси соборе святой Софии в Киеве, игравшем роль главного храма православной Руси.

Софийский собор являет собой образец крестово-купольного храма, получившего особую популярность у древнерусских зодчих. По образцу киевского храма выстроены соборы святой Софии в Новгороде (1045-1050 гг.) и Полоцке. Киевская София опосредованно повлияла и на композицию многих других церковных сооружений Древней Руси, включая Успенский собор Киево-Печерского монастыря (1073-1089; взорван в 1942 году, восстановлен в 1990-е гг.), соборы в Ростове и Суздале.

Особенностью ранней церковной архитектуры Древней Руси было единство интерьера, достигавшееся за счет низких алтарных перегородок, открывавших взору верующих верхнюю часть алтарной части храма. Такое решение интерьера как бы приближало  молящихся к центру богослужения, а через него и ко всему божественному (сакральному) пространству, объединяло церковь земную и небесную. Из византийской традиции  заимствована и традиция украшения внутреннего пространства храмов мозаикой, благодаря яркости и легкости светового решения, также символизировавшей единение земного и небесного начал церкви.

Наряду с каменными храмами строились деревянные церкви, которых было большинство. Из дуба, в частности, был выстроен в 1049 году и первый Софийский собор в Новгороде – предшественник белокаменной Софии. Историки архитектуры расходятся во мнениях относительно того, какими были взаимоотношения каменной и деревянной архитектуры, какая из них оказывала влияние на развитие другой. Вероятней всего влияние было двусторонним. Каменная архитектура, особенно храмовая, испытывала определенное влияние деревянного зодчества с его приемами двухскатной и четырехскатной кровли и пр., в свою очередь, деревянная архитектура усваивала и осваивала элементы каменного строительства в той мере, в какой они могли быть воспроизведены в принципиально ином строительном материале.

Небольшие сельские храмы строились по типу избы, в основе которой всегда лежит венец из четырех бревен, образующих при соединении квадрат или прямоугольник, а вся изба представляет собой несколько венцов, наложенных друг на друга – сруб, покрытый двускатной или четырехскатной крышей. Этот принцип сохранился и в более сложных сооружениях – теремах, дворцах, крепостных башнях. Иногда вместо четырехугольного сруба (четверика) сооружается восьмиугольный сруб (восьмерик). Принцип соединения четвериков и восьмериков прослеживается и в каменной архитектуры Руси вплоть до нового времени.

Чередование четвериков и восьмериков, особенно характерное для храмового зодчества, создало весьма распространенный на Руси тип двух- и многоярусных шатровых храмов – от небольших, односрубных или одностолпных церквей, до многостолпных соборов. Отдельные срубы (столпы) связывались между собой системой галерей, переходов, крылец. Все здания ставились на деревянные или каменные цоколи (подклеты), в которых размещались частично уходящие под землю подвальные помещения и входы в погреба, и подземные ходы.

Древнейшие храмы Руси часто напоминают византийские образцы, но уже в 12 веке в храмовом строительстве отчетливо проявляются самобытные черты, определившие дальнейшее развитие русской архитектуры (соборы Антониева и Юрьева монастырей близ Новгорода и др.); монументальный Георгиевский собор Юрьева монастыря строил первый известный по имени русский архитектор – мастер Петр. В период раздробленности Руси в различных княжествах и землях складываются самостоятельные архитектурные школы. В Новгороде с середины 12 века преобладают небольшие четырехстолпные одноглавые храмы (Петра и Павла на Синичьей горе, Спаса на Нередице и др.).

Наиболее значительной в 12 -13 веках становиться владимиро-суздальская школа. Во Владимирскую землю приглашались каменных дел мастера из Галицко-Волынской земли, Польши и др. По приглашению князя Андрея Юрьевича Боголюбского для дворцово-храмового строительства во Владимире и Боголюбове были приглашены зодчие «из немец». Постепенно строгие Храмы середины 12 века (церковь Бориса и Глеба в Кидекше, близ Суздаля) сменяются сооружениями, призванными выразить растущую мощь Владимирского княжества, его возвышение среди других княжеств Руси (Успенский собор, крепостные золотые ворота во Владимире, княжеский дворец в Боголюбове, церковь Покрова и Нерли). Особенностью внешнего убранства ряда храмов стало белокаменное узорочье, особенно характерное для Дмитриевского собора во Владимире и Григорьевского собора в Юрьеве-Польском.

Процесс развития древнерусской архитектуры, как и всей культуры древней Руси, был в значительной степени заторможен монголо-татарским нашествием. Сокращались и без того нарушенные вследствие раздробленности связи и контакты между мастерами строительного дела из различных регионов Руси, приходили в упадок княжеские дворы и монастыри – традиционные центры культурной жизни, волей или неволей уходили в Орду строители и иконописцы. Шоковое состояние продолжалось примерно полвека. Но уже в конце 13 века на окраинах Северо-Западной Руси началось возрождение русского зодчества. До наших дней сохранились отстроенные в 14 веке приходские и домашние храмы Новгорода (Успения на Волотовом поле, Федора Стратилата на Ручье, Спаса на Ильине улице) и Пскова (Василия с Горки, Козьмы и Дамиана с Примостья). Перед лицом постоянной угрозы вооруженного натиска Орды – с востока и крестоносцев – с запада правители северо-восточной Руси были вынуждены уделять особое внимание крепостному строительству. В 14 веке были сооружены кремли в Новгороде и Пскове, крепости в Изборске, Острове, Порхове и др.

По мере возвышения Москвы, возрастания ее претензий не первенствующую роль среди русских земель к ней переходила и роль законодательницы мод в сфере светского и храмового зодчества. Уже в 30-40-е годы 14 века в Москву начали стекаться зодчие, каменных дел мастера, иконописцы, идеями и руками которых была отстроена белокаменная Москва. 14 век в истории московского зодчества отмечен возведением не дошедших до нашего времени первых каменных стен Кремля, Успенского и Архангельского соборов. Московское зодчество развивалось в русле традиций владимиро-суздальской школы. Во второй половине 14 начале 15 вв. сложился тип четырехстолпного одноглавого храма (Успенский собор на Городке и Рождественский собор Саввино-Сторжевского  монастыря в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Спасский собор Спасо-Андроньевского монастыря в Москве). Характерная особенность этих храмов – широкая расстановка подкупольных столпов, позволяющая значительно расширить диаметр главы, усилить освещенность интерьера, увеличить размеры иконостаса.

Во 2-ой половине 15 века по мере возвышения Москвы строительство в городе и его окрестностях приобретало еще больший размах. Московские государи приглашали для работы по обустройству города иноземных, преимущественно итальянских, мастеров. Под руководством итальянских мастеров, принесших в русскую архитектуру элементы, характерные для итальянского Возрождения, был заново отстроен Московский Кремль. Возведены: главный храм Московской Руси пятиглавый Успенский собор (архитектор Аристотель Фиорованти), Архангельский собор ( архитектор Алевиз Фрязин), Грановитая палата (архитекторы Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари), внешнее убранство которой репродуцирует образцы итальянских палаццо, а интерьер сочетает традиционные черты русский теремных палат с одностолпными залами европейских дворцов, величественная церковь-колокольня святого Иоанна Лествичника (Колокольня Ивана Великого), ставшая архитектурным центром не только Кремля, но и всего стольного града. Псковские зодчие соорудили в кремле домовой храм московских великих князей и царей – Благовещенский собор. Благодаря новым кирпичным стенам с 20 башнями, возведенных при участии иностранных архитекторов, Московский кремль стал одной из наиболее мощных крепостей Восточной Европы. В течении 16 века в Москве были сооружены еще три линии укреплений – крепостные стены Китай-города и Белого города, деревянные стены и валы Земляного города.

В конце 15 начале 16 вв. в московской архитектуре появился тип бесстолпных храмов с крещатыми сводами, позволявшими освободить интерьер храма от опорных столпов (церковь Трифона в Напрудной слободе, сооруженная, возможно, псковскими мастерами, церковь Зачатия святой Анны, что в Углу, Малый собор Московского Донского монастыря). 16 век вошел в историю архитектуры появлением башнеобразных шатровых храмов (церкви Вознесения в селе Коломенское близ Москвы, Покровский собор или Храм Василия Блаженного в Москве построенный в честь присоединения Казанского ханства). Элементы готики в облике этих храмов позволяют предположить участие в их сооружении европейских архитекторов, использовавших некоторые приемы старой европейской культуры, приемлемые для православного сознания. Шатер в этих храмах, видимо, воспринимался современниками как вытянутая глава, а его устремление вверх – как символ связи земного и горнего миров. Покровский собор, представляющий собой прихотливую комбинацию центрального шатрового храма, четырех небольших бесстолпных с кокошниками и четырех бесстолпных башнеобразных храмов и производящий впечатление небольшого храма-города мог ассоциироваться с образом Иерусалима и символизировать материальное воплощение идеи Москвы как нового Иерусалима, как бы предваряя неосуществленную мечту Бориса Годунова возвести в Москве точную копию иерусалимских храмов Воскресения и Гроба Господня.

15-17 вв. отмечены интенсивным строительством крепостей и других оборонительных сооружений. С древнейших времен они строились как из дерева, так и из камня. Высота стен крепостей в ряде случаев доходила до 20 метров, толщина 6 метров, высота башен с бойницами для стрельбы – до 25-30 метров. Образцом древнейших укреплений может служить башня Братского острога, находящаяся ныне в музее-заповеднике «Коломенское» в Москве. Каменные крепости частично или полностью сохранились в Изборске и Ивангороде, мощные кирпичные кремли в Москве, Новгороде Великом, Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, и др., мощная кирпичная крепость конца 16 начала 17 веков в Смоленске.

Древняя архитектура оставила много исторических памятников, но к сожалению не все…

Взято из Большой Энциклопедии Истории России.

Комментарии   

0 #21 Юличка 24.01.2013 23:18
Мда) Мне был нужно что нибудь интересное и то что легко запмнить. На этм сайте не удалсь найти, но всё равно был интересно))))
Цитировать
0 #22 кидалв 27.02.2013 15:51
СПАСИБО ЗА ТАКУЮ ПОДРОБНОСТЬ И ВНЯТНОСТЬ БУДУ ПО ЧАЩЕ ЗАХОДИТЬ НА ВАШ САЙТ
Цитировать
0 #23 кежик 05.03.2013 15:34
Спасибо за материал который я искал)))
Цитировать
0 #24 даша 08.04.2013 14:17
:oops: :lol: :-) ;-) :zzz
Цитировать
0 #25 BRATI6KA 26.04.2013 13:12
ОООООО!!!!!!!!! СПС !!!! АВТОРУ ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
весь инет перерыл вдоль и поперек... блин спс спас бро :lol: :lol: :-) ;-)
Цитировать
0 #26 Мария 19.06.2013 14:05
Большое спасибо за данный материал.
Цитировать
0 #27 лол 18.12.2014 19:04
блин, от души))) то что нужно)))
Цитировать

Добавить комментарий

Ссылки в комментариях не работают. Надоела капча - зарегистрируйся.


Обновить

Total War: WARHAMMER

Total War AtilaФэнтези? Ну наконец-то!

Дата выхода:  24 мая 2016 г.
Мы ждали, мы верили. И наша вера была вознаграждена! Анонс Total War: WARHAMMER состоялся! Скептики были посрамлены, а вахоманы возликовали! Разработчики уже успели уже рассказать немало подробностей. Во первых стало известно? что это будет не одна игра, а трилогия сдобренная целым сомном аддонов и дополнительного платного и бесплатного контента. Во-вторых фракций будет только 5+1 (Империя Сигмара, Зеленокожие, Гномы, Графы-Вампиры и Воины Хаоса + Бретонния в кастомных и мультиплеерных битвах) но обещают сделать их максимально проработанными, богатыми на юниты и реально отличающимися друг от друга по геймплею. В третьих - главы фракций теперь не просто генералы которых не жалко потерять в бою. Теперь это Легендарные Лорды (Карл Франц, Гримгор, Торгрим и Маннфрэд фон Карштайн и другие), герои с уникальным оружием, верховым животным, шмотками и набором квестов. Еще обещают такие новинки как летающие юниты, магию, танки, пушки и мущкеты... в общем вкуснятинка! В общем ждем больше информации и надеемся, что игра станет прорывом в серии.

Ну а апологетам историчности спешим успокоить - над Вархаммер трудится отдельная команда. Исторические игры Тотал Вар производство фэнтэзийной игры не тормозит.

Подробней о Total War: WARHAMMER

Total War: Rome 2

и снова античность + морские бои

Дата выхода: 3 сентября 2013 г.

Анонс Rome II Total War состоялся 2 июля и это вызвало настоящую бурю восторга нашего сообщества! Настолько люди истосковались по рукопашному бою и легионерам, что анонс сиквела восприняли как настоящее чудо и "сбычу мечт". Снова вести в бой скованные железной дисциплиной легионы, непоколебимых греческих гоплитов и македонских сариссофоров, топтать врагов слонами и забрасывать отрубленными головами - это ли не счастье! Но ведь новые игры Total War это еще и морские баталии. И тут уж будет море фана, ведь разработчики обещают активное взаимодействие между сухопутными и военно-морскими силами. Обоюдный обстрел между береговыми укреплениями и боевыми кораблями на рейде даст новую степень свободы "стратегосам" античного мира.

Подробней о Total War: Rome II

Napoleon Total War

napoleon total war

когда пришел на поле он

Дата выхода: 2010 г.
Шестая игра серии. Как ясно из названия , игроку предстоит примерить на себя треуголку самого знаменитого полководца Нового времени. Временные рамки — конец 18 начало 19 века. Теперь один ход на стратегической карте укоротился до двух недель. В игре появился сквозной сюжет, разделенный на три кампании — Италия, Ближний Восток и Европа. Выбор фракций у игрока невелик: Франция, Британская империя,Австрийская империя, Российская империя и королевство Пруссия, но разработчики клятвенно обещают компенсировать это насыщенностью событий. Ведь теперь генералы в игре не абстрактные фигуры, а реальные исторические личности, включая и самого великого Бонапарта. Девять реконструированных битв этой исторической эпохи, появление в игре стратегического мультиплеера, делают ее одной из самых интересных игр серии.

Подробней о Napoleon: Total War

Medieval 2 Total War

medieval 2 total war

индейский крестовый поход

Дата выхода: 2006 г.
В 2006 году полностью трехмерным становится и тотальное Средневековье. Действие четвёртой игры серии разворачивается в Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке. Прохождение кампании расширено по времени — с 1080 по 1530 год и заканчивается в эпоху Великих географических открытий, при этом становится доступной Центральная Америка с империей ацтеков. Правда, прежде чем изобрести порох, открыть Новый Свет и начать сеять разумное, доброе, вечное погрязшим во грехе индейцам, игроку предстоит принести крест в мир ислама (или наоборот) пережить вторжение монголов и тимуридов и возвеличить свою фракцию (их здесь, как и в предыдущей игре, двадцать одна). Богатые города и укрепленные замки, многотысячные сражения и достающиеся дорогой ценой, но от того еще более ценные победы — это и многое другое в лучшем на сегодняшний день средневековом «симуляторе войны».

Подробней о Medieval 2: Total War и Kingdoms

Medieval Total War

medieval total war

два креста и один полумесяц

Дата выхода: 2002 г.
Вторая игра линейки TW увидела свет в 2002 году. В отличие от своей предшественницы, она, в большей степени отражая название всей серии , посвящена не гражданской, а именно «тотальной» войне. Действие игры разворачивается в средневековой Европе (от Англии до Урала), на Ближнем востоке и в Северной Африке и охватывает период с 1095 по 1453 — от Первого крестового похода до захвата Константинополя турками. В игре двенадцать государств-фракций, разделенных на три группы: католики, православные и мусульмане, при этом у каждой фракции строения и юниты отражают ее национальные особенности. В игре появились наемники и осады крепостей. Генералы здесь личности, имеющие уникальные характеристики, а воины, участвующие в сражениях отнюдь не безликая толпа, слепо идущая на верную смерть...

Подробней о Medieval Total War

Total War: Attila

Total War Atilabarbarian invasion II

Дата выхода: 17 февраля 2015 г.
Анонс Total War: Attila с одной стороны немало удивил нас, а с другой еще раз доказал, что СА идет проторенной дорожкой. Ведь Аттила по сути это сиквэл аддона "Вторжение варваров" для Рима 1. Правда на этот раз они не стали скромничать и назвали его "новой игрой". Ок, мы не будем спорить. Отдельная игра про нашествие варварских племен на цивилизации античного мира - это прекрасно. Нужно отметить что разработчики действительно поработали на славу. По мнению большинства игроков, Аттила действительно оказался достойным продуктом, позволившим окунутся в мрачные эпохи.

Подробней о Total War: Attila  Часть 1 и Часть 2

Total War: Shogun 2

Дата выхода: 2011 г.
Седьмая игра серии, о которой было официально объявлено весной 2010 года. Игра вернулась к истокам серии – мечам и латам, отказавшись от пороха и пушек. Игра является прямым продолжением первой игры серии Shogun: Total War, так полюбившейся многим. Разработчики решили применить десятилетний опыт на новой игре, дополнив и усовершенствовав её, сделав её именно такой, какой они хотели видеть её с самого начала, тогда, десять лет назад. Мы возвращаемся в феодально-раздробленную Японию, Периода Сенгоку. Девять соперничающих кланов сражаются друг с другом за господство над японскими землями. Каждая фракция имеет свои уникальные особенности и возможности. Вы сможете стать во главе одного из этих кланов, чтобы завоевать как можно больше провинций и получить право называться Сёгуном Японии от Императора. Игра не имеет столь большого географического простора, как предыдущие проекты серии, но это даёт возможность разработчикам сконцентрироваться на деталях, показать эту уникальную культуру и страну во всей её красе и величии. Игра действительно стала самой живописной и захватывающей в серии.

Подробней о Total War: Shogun 2  и Fall Of The Samurai

Empire Total War

Empire Total War

Дата выхода: 2009 г.
Пятая игра серии была выпущена через три года после предыдущей. Исторические рамки по сравнению с предшественницами, сильно заужены — всего лишь с 1700 по 1799 годы. Но за эти сто лет игроку предстоит пройти нелегкий путь побед и поражений, приняв участие в очередном переделе мира -эпохе колониальных войн. Теперь в игре задействовано полных три континента - Европа, Азия и Америка, которые рвут друг друга, стремясь к мировому господству . Игра максимально приближена к реалиям восемнадцатого века — линейки юнитов разных народов здесь не имеют разительных отличий, поэтому на первый план выходит тактическое искусство. И здесь разработчики сделали невозможное, ведь искусственный интеллект огромных армий - от солдат до полководцев весьма высок. И теперь победу трудно вырвать из рук компьютерного врага, воюя только числом. Главное отличие «империи» от предшественниц - морские тактические сражения.

Подробней о Empire: Total War

Rome Total War

Rome Total War

Дата выхода: 2004 г.
В 2004 году Total War перешла в третье измерение. Теперь стратегическая карта — это не поле для фишек, а полноценная земля с птичьего полета: с реками, морями, лесами, сменой сезонов и шагающими по дорогам отрядами. Продолжая откатываться назад по временной шкале разработчики посвятили свой новый проект блистательной Римской республике - с 270 года до н. э. (превращение Рима в мировую державу) до 14 года н. э. (смерть Октавиана Августа). Возглавив одну из 21 фракций игроку предстоит покорить 50 провинций и завоевать Рим. Здесь экономика на втором плане - война, война и война! Нет желания проходить долгие многолетние кампании? Можно отыгрывать отдельные битвы - как исторические, так и случайные. Историчность гарантирована — ведь именно этот движок используют в своих документальных фильмах History Channel и BBC !

Подробней о Rome: Total War

Shogun Total War

 shogun total war

тотальный банзай

Дата выхода: 2000 г.
Первая игра из серии, представленная публике в далеком 2000 году, была посвящена средневековой Японии. Для того чтобы стать сёгуном игрок должен объединить под своей рукой враждующие кланы Симадзу, Мори, Ода, Имагава, Такэда Ходзё и Уэсуги. Действие игры начинается в 1530 году. Деревянный стол с развернутой на нем картой, четыре хода за год - так выглядит стратегическая часть игры. Деньги здесь заменяет рис. Торговля, дипломатия, развитие городов - все подчинено главной цели: собрать и натренировать сильную армию, способную разгромить компьютерного соперника. Ведь победа здесь добывается не в тиши родового замка, а на поле боя, где встречаются многотысячные армии.

Подробней о Shogun: Total War