Руководство для новичка Total War: Rome 2. Поздний республиканский легион

Руководство для новичка Total War: Rome 2. Поздний республиканский легион

Пан gurvinek2005 продолжает переводить интересной статьи по геймплею Total War: Rome 2 .

На этот раз это статья из серии "Руководство для новичка": Руководство по позднему республиканскому легиону

Краткое руководство по позднему республиканскому римскому легиону, от реформы Мария к системе Августа.

 

Предисловие

В этом кратком руководстве, я постараюсь объяснить, как сражалась римская армия, как сближалась вплотную, по отношению к тем легионам, которые были развернуты во времена последнего столетия Римской республики. В каждой части я разъясню исторические основы (и тактики) на трех примерах (легион Мария, Цезаря и Августа) и способ какой я нашел, чтобы реконструировать их в игре «Рим 2».

 

Реформа Мария – историческая справка

- Социальные реформы:

С момента основания Рима, римская армия комплектовалась согласно социального (и, таким образом, экономического) статуса ее граждан, охватывающих от богатых, сословия всадников, до беднейших слоев, набираемых и причисляемых к стрелкам. С непрерывным расширением республики, эта система также сильно привязывалась к коммерческой деятельности своих собственных граждан, и длительные военные кампании было затруднительно осуществлять.

Когда республика оказалась в состоянии войны с Югуртой, царем Нумидии, незначительное количество населения было заинтересовано в войне, чтобы сражаться в пустынном регионе, с малой долей вероятности на вознаграждение землями и военными трофеями. Так как все больше людей требовалось, в первую очередь, в борьбе против карфагенян, а затем против македонян и восточных держав, то во II веке до н.э., при поступлении на военную службу, постоянно происходило снижение требований к минимальному здоровью новобранцев.

- легион Мария:

Марий, назначенный командующим армией в войне против Югурты, принял постановление к вербовке в новые войска так называемых «capite censi» («посчитанные по головам», т.е. самый низший класс в древнем Риме (proletarii), само название означает, что они поголовно, независимо от своего достатка (отсюда и название «capite censi») вписывались в цензовые листы), предписывающее Республике предоставить им оружие и положение.

Он также ликвидировал предыдущую систему линии из трех подразделений (впрочем, гастаты и принципы уже не различались на практике), создал легион, состоящий только из тяжелой пехоты, и начал длительную полосу их обучения никогда ранее в республиканской армии не видевшую (таким образом, легионеров Мария прозвали «muli Mariani / мулы Мария»).

Он дополнил и систему построения легиона из манипул, в пользу единого построения на основе когорты (когорта, на литературном – вольер для животного), где каждая когорта состояла из 3 манипул или вооруженного отряда, при его максимуме, в составе 480 сильных воинов.

 

Новым легионам было позволено взять название и нести в битве их собственную эмблему (совместно с символом легиона «aquilae / орлом», который Марий дал им), заложив основы для хорошо известных профессиональных легионов империи.

 

Поскольку новые легионеры были профессиональными солдатами и больше не гражданами, снабжавшими армию, то в течение I века до н.э. римская армия приобрела неоспоримое превосходство против всех других средиземноморских держав (и за пределами). В то время, как в середине и начале Республики многие враги были в состоянии противостоять и побеждать римскую армию (как карфагеняне): то единственным реальным врагом по отношению к ней, были сами легионы, теперь более преданные к своим командирам, которые предоставляли им большую часть своего вооружения и жалованья, в то время, как Сенат не спешил признавать новую регулярную армию, прокладывая путь к гражданским войнам, которые ознаменовали закат республики.

 

Поздний Республиканской – легион Августа – состав армии

- Легионеры

Один легион состоял из 10 когорт, (номинально 4800 человек), где каждая когорта состояла из трех манипул (таким образом: 6 центурий по 80 человек). Сами когорты, вероятно, уже применялись, по крайней мере, со времен второй Пунической войны, когда вероятно был простой способ выделить временные силы сильнее, чем манипула, но не столь большие, как целый легион (практика, которая найдет широкое применение в империи). Когорты были в действительности сильнее, чем отдельная манипула, и удобнее в командовании для полководца (так как он отдавал приказы только для 10 командиров когорт, а не 30 – для манипул). На поле боя они действовали как единое целое (не как три разделенные манипулы) и, таким образом, более эффективно.

Первая когорта, обычно, была больше, чем другие (главным образом, а в более поздних армиях фактически), потому что, обычно, она состояла из опытных легионеров, используемых для постройки военных машин, мостов, приготовления пищи и всего, что было необходимо в армии. Также эти легионеры не принимали участие в работах, подобно другим, т.к. они были ценны для выживания легиона.

Руководство для новичка Total War: Rome 2. Построения (формации). Руководство по позднему республиканскому легиону

Первая когорта, носящая штандарт легиона с «aquilae/орлом» (размер подразделения увеличился до 500 человек)

Руководство для новичка Total War: Rome 2. Построения (формации). Руководство по позднему республиканскому легиону

 

Меньшим подразделением был «contubernium / контуберний», состоящий из восьми мужчин (таким образом, 10 контуберний составляли одну центурию). Все мужчины в контубернии жили вместе, совместно используя одну и ту же палатку («contubernales») в лагере и слуг, принимая пищу вместе и т.д. (аналогично отделению в наши дни), и были под командованием «decanus/декана». Командовал центурией офицер в звании центуриона, помощником был «optio/опцион» (как бы заместитель центуриона), «signifer/сигнифер» (или знаменосец) и «tesserarius/тессерарий» (ответственный за пароль и караульную службу, третий в командовании); они назывались «principales/принципалы» и были старшими офицерами каждой центурии. Командир когорты был, вероятно, главной должностью центуриона (или «pilus prior/пилус приор») или, пожалуй, одной из старших. Повышение в должности производилось через службу в когорте с тем, чтобы воину присвоили звание центуриона в I когорте, общепринято было начать командовать центурией сначала в X когорте, или даже в менее опытном легионе. Центурионы в I когорте имели общее название «primi ordines» (командир – центурион в звании «primus pilus») и это было одно из высокопоставленных офицерских должностей в целом легионе (и таким образом, стать центурионом было желанным назначением для любого легионера).

 

Рангом выше этих офицеров были пять трибунов, называемых «tribuni angusticlavii/трибуны с узкой полосой» (из сословия всадников), и один префект. Эти должности предоставлялись для политической(государственной) карьеры или с таким же успехом для того, чтобы рассуждать о своих заслугах (между тем, как центурионы были кадровыми офицерами): трибуны обычно входили в состав vexillationes (часть из них посылалась для выполнения определенной задачи) или оказания помощи командиру легиона – легату, командовавшему легионом.

 

Реформа Мария упразднила легионерскую римскую кавалерию (также содействовал этому тот факт, что после союзнической войны 91-88 г.г. до н.э., все жители Италии получили римское гражданство) и легионы начали полагаться на войска союзников или наемников. Август вновь ввел легионерскую кавалерию, хотя и меньше, чем 300 всадников, но сильнее республиканской кавалерии манипулярного легиона, состоящей только из 120 всадников.

 

- Вспомогательные подразделения

Руководство для новичка Total War: Rome 2. Построения (формации). Руководство по позднему республиканскому легиону

Вспомогательные копейщики, позади «turmae» вспомогательной кавалерии (с нумидийскими лучниками)

До Августа, вспомогательные подразделения организовывались в зависимости от потребностей на данный момент и не имели собственного состава подобно самому легиону.

Реформа Августа создала вспомогательные когорты, формируя их, как постоянное подразделение. Воины этих новых подразделений становились теперь профессиональными солдатами, служа в этом качестве на протяжении многих лет. И эти вспомогательные когорты, вряд ли имели что-то общее со вспомогательными войсками системы ранних республиканских «союзных крыльев/ал».

Единое вспомогательное подразделение, состоящее из кавалерии или пехоты, обычно направлялось в один легион, служа в этом качестве длительный период времени (даже больше, чем регулярные легионеры, поскольку во вспомогательным войсках необходимо было служить 25 лет, прежде,  чем они смогут получить римское гражданство и вернуться к своим семьям, вместо 16-20 лет для легионеров – римских граждан). И впоследствии, вспомогательные подразделения были организованы аналогично когортам: когорты типа «Quingenariae» (с 6 центуриями по 80 человек) или «Miliariae» (с 16 центуриями) для подразделений на основе пехоты и «крылья»/алы «Alae Quingenariae» (16 «turmae/турм») и «Alae Miliariae» (32 «turmae/турм») для кавалерийских подразделений. Численность их состава была не больше численности подобных подразделений, относящихся к ранним республиканским «крыльям»/алам.

Каждая турма кавалерийских подразделений насчитывала около 30 человек (таким образом – от 500 до 700 всадников). Реализацию этого в игре легче добиться здесь, поскольку (на максимальной величине) каждое кавалерийское подразделение насчитывает 80 человек. Выставляя 5 или 6 подразделений (около 400-500 человек), представляется справедливым, также сохранить боевую пригодность, чтобы не могло быть использовано дополнительное количество (например, если вы сражаетесь против конных врагов).

Вспомогательная кавалерия может использоваться подобно обычной вспомогательной кавалерии, поскольку все кавалерийские подразделения в легионах назывались «Auxilia». Однако, в конце Республики, фактически римская или итальянская («союзническая») кавалерия была редкостью (почти, никогда уже больше не использовалась) и легионы широко полагались на союзную (и таким образом, региональную, как разъяснено позже) кавалерию.

Легионы часто (если не всегда) дополнялись подразделениями поддержки из покоренных народов и союзников, особенно в том, что касается кавалерии: из галльских, германских, испанских и нумидийских всадников, как наиболее используемых (часто как разведчиков и для поддержки кавалерийской атаки), но также, в зависимости от наличия местных жителей, из уроженцев острова Крит, племени батавов и сирийцев, используемых с таким же успехом.

На самом деле, не было никакой разницы между кавалерийскими подразделениями: все их называли «auxiliary/вспомогательные», комплектуя их в зависимости от региона, где сражался легион: так, боевые задачи, выполняемые в дремучих лесах германских областей, непохожи на те, которые даются в пустынях на Ближнем Востоке.

Во времена империи вспомогательные подразделения часто перемещались между легионами (обычно, чтобы держать их вдали от своей родины, чтобы уменьшить шансы к восстанию), и не было ничего необычного в том, чтобы встретить нумидийских или испанских всадников сражающихся против германского племени или парфянских рейдеров(налетчиков).

Руководство для новичка Total War: Rome 2. Построения (формации). Руководство по позднему республиканскому легиону

Вспомогательное «крыло / ала» («alae quingenariae» – численность до 500 человек)

Вспомогательные подразделения пехоты использовались в такой же мере, особенно в отношении стрелковых подразделений (как критские лучники или балеарские пращники), и обычно их численность соответствовала (или даже превосходила) подразделениям легионеров.

Однако, поскольку основная часть римской армии состояла из тяжелой пехоты, то вспомогательным подразделениям пехоты часто отводилась второстепенная роль, подобно защите временной стоянки(лагеря) (действительно важная и не такая второстепенная задача), патрулирование (в основном, кавалерия), изматывание противника перед основным столкновение (стрелками и подразделения с метательным оружием), охрана флангов и вообще, всего того, что силами тяжелой пехоты нельзя сделать.

Важно отметить, что не было явной разницы относительно вооружения между воинами вспомогательных подразделений и легионерами (с учетом очевидного различия в оружии и доспехах между легким и тяжелым пехотинцем), за исключением тех, которые принесли свое собственное оружие (как, вероятно, лучники и пращники). Легионеры и воины вспомогательных подразделений совместно пользовались услугами одних и тех же кузнецов, мастеров по ремонту щитов, кожевников и портных.

Кроме того, копейщики вспомогательных подразделений, вполне, могли поддержать обычную вспомогательную пехоту (без сильных этнических способностей к войне).

 

Набор армии поздней Республики в игре Рим 2

- Выбор подразделений

Как объяснено в предыдущей части, хороший способ, для начала, заключается в наборе 9 когорт легионеров и 2 первых когорт (или когорт со штандартом легиона «aquilae/орлом»), с конным полководцем.

Это мое убеждение, чтобы не применялись подразделения ветеранов (или «evocati / добровольцы»), поскольку я предпочитаю, битву за битвой, выковывать войска ветеранов.

Однако, легион ветеранов (или с некоторой частью ветеранов, вместо одних новобранцев) мог быть призван, как можно скорее, на службу в тяжелые времена, когда республика (или империя) нуждалась в прекрасных войсках.

Займите 12 слотов (11 – для легионеров, 1 – для полководца) и оставьте только 8 слотов свободными для вспомогательных подразделений и, возможно, артиллерии.

Теперь вы должны принять решение: где этот легион собирается сражаться? Против кого?

По крайней мере, кавалерийское крыло типа «Alae Quingenariae» следует рассматривать в каждом конкретном случае (то есть 3 кавалерийских подразделения), пока, по крайней мере, два (6 подразделений) или кавалерийское крыло типа «Alae Miliariae» (5 подразделений) должно сражаться против конных врагов.

Конные стрелки (или даже лучники) были обычны, так, по крайней мере, одно подразделение каждого «крыла/алы» должно было состоять из этих всадников.

Кроме того, по крайней мере, два подразделения стрелков (пращники или лучники) также необходимы для защиты легиона от боевых слонов. Их назначение было, главным образом, «поддерживать контакт» с противником, позволяя вооруженным отрядам тяжелой пехоты атаковать и победить его.

 

- Состав армии

У нас теперь есть:

  • полководец (конный);
  • 9 отрядов легионеров (или ветеранов);
  • 2 отряда первой когорты/когорта со штандартом легиона «aquilae/орлом» (I когорта);
  • 3 отряда кавалерии (1 отряд может быть с метательным оружием);
  • 2 отряда стрелков (пращники или лучники).

Последние три слота должны быть укомплектованы другим кавалерийским «крылом/алой» (3 подразделения), если вы будете сражаться против конного или другого быстроходного противника, или с некоторыми вспомогательными когортами пехоты (любое 1 подразделение или 2 подразделения, оно должно быть типа «Miliariae»), по возможности – копейщики.

Если вы хотите включить артиллерию (это было весьма распространено в профессиональной армии поздней Республики), то должны нанять одно подразделение, если вы не создаете армию для осады. В этом случае уменьшите количество вспомогательной пехоты только на 2 отряда и включите одно подразделение с баллистами (несомненно, наиболее распространенный тип артиллерии, используемой в римском и античном мире).

Кавалерийское «крыло» типа «Alae Miliariae» (исторически, численность до 1000 всадников) может использоваться вместо двух кавалерийских «крыльев» типа «Alae Quingenariae» (исторически, численность до 500 всадников), оставляя 1 слот свободным для артиллерии (вновь баллиста) или для других стрелковых подразделений, предоставляя больше маневренности для армии.

 

Поздние легионы должны включать:

  • полководец (конный) (легат гвардейцев-преторианцев);
  • 9 отрядов-легионеров (или ветеранов) (когорты от II до X);
  • 2 отряда первой когорты/когорта со штандартом легиона «aquilae/орлом» (I когорта);
  • 3 отряда кавалерии (1 отряд может быть с метательным оружием) («Alae Quingenariae»);
  • 2 отряда стрелков (пращники или лучники) (вспомогательные когорты «Quingenariae»);
  • 3 отряда кавалерии («Alae Quingenariae»)

или

  • 2 отряда вспомогательной пехоты (или равные региональным) (вспомогательные когорты «Quingenariae»)

и

  • 1 отряд с баллистами.

 

В противном случае:

  • полководец (конный) (легат гвардейцев-преторианцев);
  • 9 отрядов легионеров (или ветеранов) (когорты от II до X);
  • 2 отряда первой когорты/когорта со штандартом легиона «aquilae/орлом» (I когорта);
  • 5 отрядов кавалерии (1 может быть с метательным оружием) («Alae Miliariae»);
  • 2 отряда стрелков (пращники или лучники) (вспомогательные когорты «Quingenariae»);
  • 1 отряд с баллистами.

 

Примечание: сегментный панцирь («lorica segmentata»), вероятно, не использовался во время республиканского периода (поскольку по времени, археологические находки относятся только к первому веку империи). И легионеры и вспомогательные отряды были вооружены кольчугами («lorica hamata») или в случае элитных войск или офицеров (как центурионы), чешуйчатыми доспехами («loricae squamata»).

Поэтому бронированные легионеры не включены в список.

 

Построения и тактика в сражениях

- Боевые построения

- Армия в походе

Поиск и доставка фуража было основным источником пищи для армии, и в Риме 2 всегда необходимо ставить армию в режим нападения, чтобы было исторически более правильно. Если две армии стоят лицом друг к другу длительное время, то должен быть установлен режим обороны, позволяя игроку прикрыть один из флангов, расставленными ловушками и преградами (хотя это очень трудно добиться в игре против ИИ).

Армии больше, чем один легион (и его вспомогательные подразделения), на месте разделялись на три отдельные части (центр, левый и правый фланги), передавая командование каждой частью на отдельного полководца (который мог быть командиром легиона или вышестоящим офицером, обычно доверенным и прикрепленным к штабу командующего армией). Если противник был более мобильным, чем легионы (подобно парфянам), использовался боевой порядок в виде квадрата, держа фланги и тыл, полностью прикрытыми когортами легионов, вместо подразделений, развернутых относительно фронта.

Обычно, как только две противостоящие армии устанавливали контакт, они разбивали лагеря в нескольких милях друг от друга, и каждый день две армии развертывались в боевом порядке, готовые к сражению, ожидая противника, чтобы сделать ответный ход.

Кардинальным решением при выборе места для битвы являлось использование местности так, чтобы оба или какой-то из флангов были защищены природными укреплениями от атаки, и это было шагом вперед к победе. Основной целью каждого сражения было осуществить прорыв линий противника, чтобы «прорвавшиеся» войска атаковали остальную часть вражеской армии с тыла, а также сломить боевой дух у противника и воспрепятствовать их отступлению в организованном порядке. Многие сражения решались столкновениями кавалерии на флангах.

В этой ситуации подразделения кавалерии сражались как единое целое, выбирая один из флангов, где развертывались основные силы, с тем, чтобы они чувствовали себя эффективным «пронзающим молотом», пока остальная пехота, стараясь сломить линию противника, была в роли «наковальни», или распределялись между флангами армии, чтобы и тот и другой фланг чувствовали себя незащищенными.

В битве при Фарсале Цезарь развернул на правом фланге вооруженный отряд кавалерии численностью в 1000 всадников, а другой его фланг прикрывала река Энипей и другие подразделения пехоты.

Руководство для новичка Total War: Rome 2. Построения (формации). Руководство по позднему республиканскому легиону

Два римских легиона в Германии

 

- Развертывание

Боевые порядки перед сражением, как правило, строились в глубину: тонкая линия строя была бесполезна и опасна, так как воины, находящиеся на передовой линии, оставались без поддержки со стороны задних рядов, и таким образом, для них легче было убежать.

Более глубокое построение помогало сохранить первую линию строя полностью защищенную воинами, заменяющими погибших в бою: построенные в шеренги от 4 до 10 человек в глубь и даже больше (из-за тактической необходимости, фактическое количество шеренг варьировалось полководцем, и таким образом, отличалось от сражения к сражению и от полководца к полководцу, а также, время от времени, изменялось значительно). Опять же, в битве при Фарсале Помпей из-за многочисленности своей армии, но менее закаленной в сражениях, чем армия Цезаря, вынужден был развернуть линии войск в глубину по 10 шеренг .

Обычно, глубина развернутого строя из более опытных подразделений была короче (обычно, до 4-х шеренг вглубь), в то время, как глубина строя, состоящего из шеренг новобранцев и призывников, была более широка (6-8 и 10 шеренг вглубь).

Руководство для новичка Total War: Rome 2. Построения (формации). Руководство по позднему республиканскому легиону

Руководство для новичка Total War: Rome 2. Построения (формации). Руководство по позднему республиканскому легиону

Глубина боевых порядков, состоящая из 8 шеренг и 4 шеренг соответственно

 

Характерный боевой строй для когорт – это построение в несколько линий, т.е. боевой порядок обычно называемый «triplica acies» (тройная линия, гастаты→принципы→триарии) (несмотря на выбор только легионеров, вам придется делать это вручную, так как это построение в игровом сражении фактически не работает).

Когда требовалось, использовались различные построения: Цезарь часто применял необычную тактику для обеспечения победы, подобно построению четвертой линии позади своей кавалерии в битве при Фарсале, обеспечившей его победу над большой армией Помпея.

Стандартное построение римской армии «triplica acies» должно выглядеть следующим образом: (C = когорта)

 

C...C...C...C

...C...C...C...

C...C...C...C

 

Где каждая линия прикрывает промежутки позади и впереди.

Руководство для новичка Total War: Rome 2. Построения (формации). Руководство по позднему республиканскому легиону

Построение когорт «triplica acies» в 4-е линии вглубь – со стрелками на передовых позициях, кавалерией на правом фланге со вспомогательным отрядом копейщиков, образующим защитную линию позади нее.

Если первые 4 когорты не способны были победить подразделения противника после атаки, то изнуренная и истощенная первая линия отходила, и так далее.

Когортная система допускала большую маневренность для развертывания армии, так как на поле сражения легче было управлять 10-ю подразделениями, чем 30-ю.

Благоразумный полководец подыскивал хорошее место для сражения, по крайней мере, один из флангов прикрывал какими-нибудь естественными условиями (как река или ущелье), или размещая обозы или строя баррикады.

Возвышенность была особенно подходящим местом, особенно, когда защищали позицию (иначе, это был бы риск, что противник не атакует).

Руководство для новичка Total War: Rome 2. Построения (формации). Руководство по позднему республиканскому легиону

Римский легион (величина подразделения увеличена до 320 юнитов) развернут в двойную линию

 

- Тактика пехоты

Легионеры обычно атаковали противника (часто в молчании, громко выкрикивая боевой клич во время заключительного рывка), это более эффективный способ, чем ожидание прибытия противника, но могли быть изменения: битва при Фарсале – пример для утверждения. Хотя  легионеры Цезаря (который полагал, что пехоте всегда следует атаковать противника) атаковали боевую линию войск Помпея, они поняли, что последний отдал приказ ждать и не контратаковать для того, чтобы их противник был вынужден бегом преодолеть вдвое большее расстояние до столкновения против его линий войск. Более опытные войска Цезаря без всякого распоряжения остановились где-то посредине, чтобы передохнуть и вскоре после передышки возобновили атаку.

Обычно, когда атаковала кавалерия, легионер оставался стойким и использовал пилум, пронзая им, как копьем.

В действительности, моральное состояние воинов в сражении решало все (поскольку лишь немногие из них, а практически – никто, были полны решимости полностью уничтожить противника), а штандарт легиона «aquilae/орел» был единственным, важнейшим предметом для охраны (даже прежде полководца). Многие сражения были проиграны из-за потери «aquilae/орла», и много было побед, благодаря храбрости «aquilifer / аквилифера» (знаменосца, несущего штандарт легиона «aquilae / орла»).

Быстрый натиск за которым следует сигнал к отступлению – это основная тактика действий для кавалерийских подразделений, хотя для этого требовался высокий уровень дисциплины, чтобы не превратить тактическое отступление на неуправляемое, беспорядочное бегство.

 

 

Перевод пан gurvinek2005

 

КУПИТЬ (предзаказать) Total War: Rome 2

 

Комментарии   

0 #1 Апсирт 17.11.2013 21:11
Ооочень интересно) Много интересного для себя узнал, а можно добавить, так сказать для сравнительного анализа , подобную стать только о варварах! Было бы любопытно посмотреть как варвары противостояли римской дисциплине!
Цитировать
0 #2 злодеище 18.11.2013 14:09
разжившись бабосами набираю два стека преторианской конницы, два союзной, два/три слота под катапульты остальное заполняю доспешными и к ним две преторов или орла. на поле боя строю их потолще это, как и в жизни делает линию устойчивее, а не как тут на картинках показаны жидкие растянутые. в резерве всегда один стек легионеров ипреторов/орла, кавалерия по флангам. союзная только для преследования или добивания
Цитировать
0 #3 злодеище 18.11.2013 14:12
по поводу натиска и отступления, кавалерия жуткотупит увязнув в строе противника, в первом риме лучше это было реализовано
Цитировать
0 #4 X7drug3Z 19.11.2013 17:16
1 полководец
8 отрядов легионеров - основа для "рубилова".
4 отряда велитов (лучников) - и так понятно зачем нужны )
4 отряда конницы - выносят стрелковые отряды и гоняют вражескую конницу.
2 балисты - хороши как для осады, так и в начале боя разрывными, можно вынести около 2-3!!! отрядов по численности.

1 слот у меня всегда пустой еще с первого рима (иногда добираю "мясо" в виде наемников для тех или иных задач)

сметают все )))
Цитировать
0 #5 ultima thule 16.04.2014 17:45
Расписано красиво)),да только суть в том что хочется красивых сражений с тактикой,а на деле ИИ все портит,навязывая битву "стенка на стенку". Да и состав армий ИИ тоже плохо проработан. Но это лично мое мнение)))
Цитировать

Добавить комментарий

Ссылки в комментариях не работают. Надоела капча - зарегистрируйся.

Защитный код
Обновить