Первый взгляд на пресс-версию Total War: Attila - Тотальный Хардкор

Первый взгляд на пресс-версию Total War: Attila - Тотальный Хардкор

Итак - мы немного пощупали пресс-версию Total War: Attila и таки имеем что сказать))).

Слово Tyamich

Перед тем, как начать, хотелось бы сказать, что в этой статье я по большей части буду говорить о моих впечатлениях и эмоциях от самой игры и по большей части они будут казаться немного разрозненными. Но что поделать - эмоции, есть эмоции.  Более конкретный и детальный обзор игры со всеми её плюсами, минусами и фичами, такими как семейное древо к примеру, вы увидите непосредственно в полноценном обзоре. А сейчас, как я уже сказал, опишу вам то, что ощутил за прошлый вечер.

 

Ты знаешь что такое Хардкор ?

И сегодня я вам поведаю, что такое хардкор...

Ощутил я в полной мере на себе полноценный ад, боль и унижение. Причем именно в таком же порядке.Думаю многие из вас играли в свое время в Far Cry 3 и помнят харизматичного Вааса Монтенегро. А точнее его фразу, которую разобрали на мемы: "ты знаешь, что такое безумие? ". Так вот - замените Вааса на Аттилу и поменяйте цитату на "ты знаешь что такое хардкор ?". И это будет самое точное описание того, что я испытал прошлым вечером.

Да, одно дело, когда играя за ЗРИ тебя выносят орды варваров, но совсем другое, когда твою многочисленную армию может вынести ИИ уже в обучающем (!!!) прологе! Да, да это не шутка. В прологе, кстати вас будет ожидать своеобразная мини-кампания за вестготов в течении которой вам нужно будет втоптать в землю своих заклятых противников остготов и отбиться от гуннов. Кстати очень рекомендую даже бывалым тотлварщикам не побрезгать сначала пройти пролог - там поэтапно вам расскажут, как пользоваться новыми фишками и как это делать наиболее эффективно. Так вот, первые бои дались на удивление легко, мы выносим  напавшие на нас в союзе армии остготов и гуннов, но затем мы узнаем, что Гунны нагло предают остготов и пришло время для ответного удара. Нам нужно идти на вражескую столицу и осадить её.

И здесь я испытываю первую радость и первый же разрыв шаблона. Радость заключается в том, что при осаде поселения с крупными стенами невозможно сделать моментальный штурм. Теперь как и в старые добрые времена вы должны минимум 2 хода держать поселение в осаде, что бы построились осадные орудия. Пока они не будут готовы, иконка штурма просто напросто не будет активна. Так же, насколько я заметил осаждающая армия не будет иметь потерь в войсках при осаде. В более проигрышном положении теперь будут сами осаждаемые. С каждым ходом какие то постройки будут разрушаться, возможно стены в каких то местах обрушатся, но что бы выдержать до этого состояния вам придется дожать осаду до конца, когда у вражеской армии закончится время, через которое они автоматом сделают вылазку. Поэтому осадные орудия надо строить в любом случае.

А разрыв шаблона случился, когда с юга к остготам пришло на помощь союзное племя и напало на меня. Видя, что по соотношению армии у меня все равно количественное преимущество я пренебрежительно начал битву. Это меня в итоге и сгубило. Подумал типа : "а, еще одни бомжи, что с них взять. К тому же у меня еще и численное преимущество. Будет легкая катка". В итоге я даже не стал расставлять войска перед боем и оставил все как есть. В течении самой битвы я понял две вещи: еще больше бойтесь застрельщиков и как можно быстрее выносите элитную пехоту. Итак первое, что надо знать - дистанция обстрела у пращников и лучников увеличилась, причем выкашивали они мою начальную пехоту довольно знатно. Я сделал ставку на тактику "закидать шапками" и оказался в провале. Плюс ко всему совсем не нанимал своих стрелков, что бы контрить вражеских, были только отряд конных лучников и отряд обычных пеших. Первую армию остготов тем не менее я с некоторыми трудностями все таки вынес. Но под конец уничтожения первой армии нервы мне подпортил отряд вражеского генерала. Бросил на него три отряда моих германских топорщиков - и даже не смотря на такой своеобразный зерг раш с последующим окружением - моих неотесанных ребят отряд вражеского генерала заставил драпать. Такого развития событий я не ожидал, потому пришлось подключать остальные отряды. Как раз очень сильно помогли два моих отряда лучников - конный и пеший. После обстрела тяжелым выстрелом ряды вражеского полководца наконец то начали ощутимо редеть.

Но в этот момент уже успело подойти подкрепление остготов даже еще менее многочисленное, чем их основная армия, которую я разбил, еще и с более качественными отрядами. И опять же первую скрипку здесь играли застрельщики. Два моих стрелковых отряда не могли чисто физически их всех разбить а конницы толковой у меня не было. В итоге повести пехоту на пращников - означало игру в поддавки. Решил окружать армию остготов. Но вместо того, что бы смиренно ждать, ИИ оперативно перестроил отряды, так что бы его фланги были прикрыты. В итоге по фронту и по обоим флангам нас связали боем, а вражеские застрельщики оказывали существенную поддержку выкашивая наших уже в каких то промышленных масштабах.

Очень скоро мое количественное преимущество сошло на нет и меня разбили. Разбили, вашу мать, армию в обучающем прологе! И хотя понятно, что я сам был виноват, не снарядив необходимыми отрядами свою армию, тем не менее прибывал еще в долгом изумлении. Конечно потом все же я привел из тылов свою вторую армию и остготов я таки додавил без проблем, но осадочек остался.


Новичкам здесь не рады

Западная Римская Империя.

После такого непростого пролога я решил пройтись по самым хардкорным фракциям, которые считаются в игре - Западная Римская Империя и Восточная Римская Империя. При чем обратите свое внимание на предполагаемую сложность фракции на окне выбора фракции. Если там написано, что она высокая или очень высокая - будьте уверены, что именно так оно и будет. У ЗРИ кстати она легендарная. С неё и начнем.

Итак ЗРИ - огромная держава с огромными проблемами. В большей части городов изначально низкий общественный порядок, то и дело вспыхивают восстания, где то в гальских тылах безнаказанно кочует стек свебов, а армии наши в основном расположены на приграничных землях с варварами. Причем пикантности добавляет тот факт, что у нас армии ограничены лимитом по империю. В итоге получается, что Британию контролирует только одна армия, границу с варварами контролируют 3 армии, остальные где то по тылам. а на старте у нас 7 армий из 8 доступных. И даже этих трех армий на границах не достаточно, что бы отбивать атаки варваров на всем фронте. Приходится отступать, жертвовать или уничтожать поселения, оставляя после себя выжженное поле.

Однако при уничтожении поселения имейте ввиду, что каждое уничтоженное вами поселение негативно скажется на общественном порядке у соседних провинций. То есть чем больше вы станете сжигать близлежащие города, тем больше будет беспорядков в соседних городах. Правда при уничтожении поселения вам переходит довольно неплохая сумма в казну, потому знайте меру и соблюдайте баланс между возможной прибылью и общественным порядком.

Но тут возникают еще две проблемы, которые покажутся вам еще большей бедой. Если в Barbarian Invasion вам надо было просто немного отсидется и перебить зарвавшихся мятежников, то здесь у вас при игре за ЗРИ, при уходе и потере городов еще и уменьшается пища, что неизбежно приводит к голоду с последующим выкашиванием армий и населения. Но как будто этого не хватало - в довесок по вашим землям будут бродить болезни и эпидемии и тогда вам станет совсем плохо. Что бы пресечь распространение проказ вам нужно будет строить санитарные постройки, но у вас к этому времени банально не будет денег. Хотя можно попробовать распустить армии, но тогда вам будет некем защищаться. Но распускать армии вам все же придется, что бы не залезть в минуса по бюджету. А это значит что большую часть поселений вы со временем потеряете любом случае. Либо враги захватят, либо сепаратисты-мятежники повылезают. Короче говоря не удивляйтесь, что у вас будет раскалываться голова, когда вы в очередной раз будете переигрывать кампанию за ЗРИ и дойдете до того, что у вас не останется в голове вариантов её спасения.

Уходим в Италию, откуда все началось, бросаем все остальное, развиваем только эту область и надеемся на чудо. Ибо остальные земли вы не удержите в любом случае. В Британии будут лезть каледонцы с пиктами, на восточных границах будут переть всякие Франки, Саксы, Вандалы и прочая чернь, с юго-востока Вестготы, в Африке вас уничтожат Гарамантида с Гетулами. Так, что другого варианта я пока не увидел.

Восточная Римская империя.

У ВРИ дела несколько получше, чем у ЗРИ, но особо не обольщайтесь. По факту дела у них немного получше только тем, что у ВРИ уже с самого начала есть страны протектораты, которые их защищают с нескольких направлений. Тем не менее, несмотря на то, что ВРИ по идее должна быть богаче и посильней экономикой чем ЗРИ, особой разницы я между ними не увидел по части казны и прибыли в начале. Даже более того - с самого начала на землях ВРИ уже находятся вестготы и грабят их земли, в следствие чего казна уже на следующий ход уходит в минус. Потому  первоочередная задача является либо уничтожить вестготов, либо прогнать их с ваших земель.

Но даже одолев вестготов покой будет ромеям только сниться. К их северным границам скоро прибудут новые орды тех же остготов, языгов, аланов и под конец на огонек еще и гунны заглянут. А там у ВРИ только две армии и опять у вас будет почти исчерпан лимит по доступным войскам.

Что? Вы не знаете как вы двумя армиям будете отбиваться от всей этой оравы с севера ? Ну что же это ваши проблемы, сударь. Легче уже не будет. На восточных ваших границах так же не спокойно. Сасаниды делают последние приготовления к полномасштабному вторжению в ваши земли, а ваших армий само собой будет нехватать для того, что бы отбить все атаки противника. Плюс ко всему вас вскоре предаст ваш протеткорат - Хасаниды и переметнётся к Сасанидам. В итоге у ВРИ будет почти идентичная ситуация, что и у ЗРИ. И да в вашей казне так же будет гулять ветер. Вы даже не успеете полностью стек набрать, придется отбиваться тем что есть. И опять же болезни и эпидемии для ВРИ так же  являются в порядке вещей.

Проблему еще усугубляет то, что отношения с остальными державами, что у ЗРИ, что у ВРИ очень плохие  и более-менее нормальные отношения получается построить разве что с парой-другой государств, не более. Все же остальные вас ненавидят и вполне могут объединиться, что бы вас уничтожить.

Откуда брать деньги и как выстраивать стабильную экономику в таких условиях, я честно сказать так и не понял. Вообще подготовьтесь к тому, что бы сидеть, грубо говоря, с листком бумаги и ручкой, что бы выстраивать теорию развития вашего государства. Да, вы будете экспериментировать, да вас будут раз за разом сливать, но если вдруг у вас получится выйти из этого ада, то вы реально почувствуете себя великим полководцем и управленцем. Потому что просто сам факт, того, что вы продержитесь до определенной даты, будет воспринята вами как огромное достижение.

Гунны

И под конец решил поиграть за обратную сторону медали - тех самых Гуннов.

Здесь уже совсем принципиально иной геймплей. Гунны не могут осесть, потому ваш удел - находиться в постоянной миграции, только грабить или уничтожать поселения. Но и здесь есть свои нюансы. Во первых Гунны стартуют с довольно неплохой казной, но большой дыркой в бюджете. С самого начала их казна в минусе. Потому им придется сразу же нападать на всех и вся, кого они только увидят, для восполнения бюджета, либо объединившись тремя армиями целенаправленно идти в какое то одном направлении, по пути грабя и разрушая. Проблемы возникают, когда орды встают лагерем. Оказывается этот режим с каждым ходом дает минус к единству армии, а многие постройки, которые можно построить, еще больше этот минус усугубляют. Из этого можно сделать вывод, что долгое стояние лагерем для сплоченности и единства армии гуннов губительно. Получается тактика следующая: поучаствовал в крупном сражении встал лагерем пару ходов, восполнил потери - пошел дальше. Может еще что построить, если время позволяет. И желательно не сидеть на одном месте долго.  Еще одна проблема заключается в том, что при нападении армии противника на армию, которая трансформировалась в лагерь вы получите определенные отрицательные значения к морали ваших войск, потому вставайте лагерем только в тех, случаях, когда полностью уверены, что на вас никто не нападет на данный момент. Тем не менее игра за кочующие державы это уже совершенно иной геймплей, к которому стоит привыкать.

***

В завершении кратко пробегусь по следующим пунктам, которых коснусь более подробно в полноценном обзоре-рецензии.

Осады ИИ выполняет четко, как надо. Осадные орудия доводит до стен и ворот, не тупит. При уничтожении осадной башни или лестницы отряд, который был в этот момент внутри погибает не полностью. Те, кто был у подножия выживают и переходят штурмовать стены к соседней башне или лестнице. К сожалению пока не удалось выяснить могут ли войска поджигать ворота или нет. В следующий раз сам буду штурмовать, а не защищаться, тогда и проверю.

По динамике боев: скорость передвижения отрядов где то на уровне Рима 2, не выше. А может быть даже чуть пониже. Сейчас точно сказать не могу, для этого надо врубить кастом битву в Риме 2 и сразу же сыграть битву в Аттиле, что бы точнее сравнить. Само время битвы зависит от того, кто против кого сражается. К примеру мечники с мечниками выяснят кто сильнее довольно быстро и жестко, копейщиков же придется переламывать дольше. Кстати стоит опасаться пикинеров - пехоту они выкашивают по моим ощущениям еще быстрее, чем в Риме 2. Так что застрельщиками по ним сначала постреляйте.

Итак, выше я привел свои ощущения после  целого вечера игры в Total War: Attilа.  Прочитав мой материал вы наверное спросите меня, действительно ли Attila такая сложная и мегахардкорная игра? С уверенностью могу сказать, что при игре за вышеприведенные фракции все так и будет. Потому если хотите попортить себе нервы, убить свою самооценку, или втоптать в землю своё чувство собственного величия, сразу начинайте за ЗРИ. "Веселуха" вам гарантирована.

Знаете, вообще игра за ЗРИ и ВРИ долгое время идет от обороны, вам придется сдерживать орды противников и очень мне напоминает геймплей за  "добрые людские фракции" в нашем сичевом моде Call of Warhammer. Если же ваша нервная система к такому хардкору не готова или вы неофит, то лучшим выбором на данный момент является Империя Сасанидов. Именно с неё рекомендую знакомство с Аттилой новичкам. Фанатам, которые  не хотят такой жести на старте, но которые хотят степенного развития без потрясений в духе классического Total War, лучше начать с оседлых Франков, Саксов или за одну из трех  фракций праотцов викингов. Находятся они на отшибе карты мира и им никто не мешает спокойно развиваться.

Отдельно скажу про уровни сложности, которые игрок может выставить перед началом кампании. Забудьте про то, как вы их ощущали в Риме 2, когда некоторым даже легендарка казалось легкой прогулкой. Теперь каждый уровень сложности вполне соответствует своему названию и рекомендую трижды подумать выставляя легендарный уровень сложности. Исходя из того, что я видел на данный момент, оптимальным по балансу будет уровень сложности высокий. Ну те, кто хотят все таки по горячее могут остаться на очень высоком (Very Hard). Легендарный же уровень сложности отныне рекомендован самым безбашенным отморозкам, которые получают  удовольствие от десятого подряд рестарта кампании, кого не сломят враждебность фракций остального мира и постоянная тотальная война со всеми на всех фронтах в условиях постоянного недостатка в деньгах и угрозы эпидемий.

Рим 2 в момент выхода многие ругали за спорные игровые решения, невысокую в целом сложность, тупой ИИ и вообще, как говорят  некоторые старожилы - total war превратился в бездушный блокбастер для казуалов.
Что же, спустя полтора года с момента выхода Rome 2 приходит Attila и даёт смачного леща по лицу всех тех, кто все это время обвинял серию к скатыванию в казуальщину. Так что теперь пришло время слышать выкрики недовольных о переусложнении игры. Но я этому тем не менее рад. Потому что поделом. Хотели посложнее ? Хотели хардкора? Казуальшина говорите? Ну так получите. Только потом не плачьте, что вас разбивают и денег вечно не хватает.

Потому что это Attila, детка!

Обсудить статью на форуме

 

КУПИТЬ (предзаказать) Total War: Attila

Комментарии   

0 #21 X7dru3Z 13.02.2015 11:41
Цитирую Анша Абдуль:
Более всего доставляют ревьюеры. Они говорят о том, что Аттила куда лучше Rome II, но при этом ставят оценку ниже, чем Rome II. What the fuck?

Правильно делают, если б са выпустили аддон аттила, ему поставили бы оценки высокие, а так халтура, берем рим 2, правим хари, добавляем фичи (генеалогическое древо, галочки для удобства поиска и прочее), т.е. все это можно было реализовать в самом риме 2 (движок тот же, да чем там, интерфейс то не шибко заморочились изменить). Вообщем жадность издателей и никакого мошенства )
Цитировать
0 #22 Чайханщик 13.02.2015 12:27
Цитирую X7dru3Z:
Правильно делают, если б са выпустили аддон аттила, ему поставили бы оценки высокие, а так халтура, берем рим 2, правим хари, добавляем фичи (генеалогическое древо, галочки для удобства поиска и прочее), т.е. все это можно было реализовать в самом риме 2 (движок тот же, да чем там, интерфейс то не шибко заморочились изменить). Вообщем жадность издателей и никакого мошенства )

Да, надо было все это еще в эмпаере запилить, что уж тут. А так на четыре части растянули, сволочи.
Цитировать

Добавить комментарий

Ссылки в комментариях не работают. Надоела капча - зарегистрируйся.

Защитный код
Обновить