Одним из важнейших направлений византийской дипломатии и внешнеполитической деятельности в эпоху Великого переселения народов стал контроль над ситуацией в степных, предгорных и горных районах Северного Кавказа от Танаиса (Нижнего Дона) и Меотиды (Азовское море) до Каспия. Сменявшие здесь друг друга кочевые сообщества представляли непосредственную опасность для границ империи. В этой связи одним из принципов византийской политики в регионе было поддержание розни и провоцирование конфликтов между разными племенами.
Одновременно империя была заинтересована и в союзе со степняками, так как вплоть до середины VII века главным противником ее в борьбе за влияние на Кавказе являлся Сасанидский Иран. Сравнительно рано в сферу политических интересов империи попали также и области расселения алан, что объяснялось их чрезвычайно важным стратегическим положением в центральной части Кавказа.
Система союзов, заключавшихся с представителями варварского мира, укреплялась политикой христианизации.
Примерно в середине VII века в центре политических комбинаций империи в регионе оказался Хазарский каганат - союзник в противостоянии арабской экспансии на Кавказе и соперник в борьбе за влияние в регионе одновременно.
Взаимное ослабление главных соперников Византии в итоге более чем вековых арабо-хазарских войн, крушение Хазарии после военных поражений от дружин древнерусских князей и освобождение государственных образований Северо-Восточного Кавказа от арабского владычества способствовали активизации политики империи в регионе в X-XII веках. В это время главным политическим союзником Византии на Кавказе являлась Алания, восстановившая свою независимость в связи с ослаблением и распадом Хазарского каганата. Постоянным для византийской политики в регионе в этот период стало и вмешательство в дела Тмутараканского княжества - форпоста Древней Руси.
Активная политика Византии в регионе продолжалась до начала XIII века. После того, как в 1204 году крестоносцы взяли Константинополь, империя временно прекратила свое существование. В 1262 году она была восстановлена, однако ни о какой действенной политике ромейской державы на Кавказе уже не могло быть и речи.
XII—XIII века.
При Комнинах главную роль в византийской армии стали играть тяжеловооружённая конница (катафракты) и наёмные войска из иноземцев. Иоанн II Комнин (император:1118—1143 годы) вел активную экспансионистскую политику. Отвоевал у турок часть византийских территорий, завоеванных ими раннее. Принудил Антиохийское княжество к принесению вассальной клятвы (последняя была формальной). В 1142 г. Иоанн Комнин намеревался вновь идти войной на Антиохию с целью получения реального контроля над антиохийским княжеством, но смерть не позволила ему реализовать этот план. Укрепление государства и армии позволило Комнинам отразить наступление норманнов на Балканы, отвоевать у сельджуков значительную часть Малой Азии, установить суверенитет над Антиохией. Мануил I принудил Венгрию признать суверенитет Византии (1164) и утвердил свою власть в Сербии. Но в целом положение продолжало оставаться тяжёлым. Особенно опасным было поведение Венеции — бывший чисто греческий город стал соперником и врагом империи, создавал сильную конкуренцию её торговле. В 1176 византийская армия была разгромлена турками при Мириокефалоне. На всех границах Византия была вынуждена перейти к обороне. Политика Византии в отношении крестоносцев заключалась в связывании их предводителей вассальными узами и возврате с их помощью территорий на востоке, но особого успеха это не принесло. Отношения с крестоносцами постоянно ухудшались. Как многие из их предшественников, Комнины мечтали восстановить свою власть над Римом, будь то посредством силы или путём союза с папством, и разрушить Западную империю, факт существования которой всегда представлялся им узурпацией их прав. Особенно старался осуществить эти мечты Мануил I.
![Изображение](http://s39.radikal.ru/i085/0906/8a/328a7f7134fb.png)
Византийская империя в 1180
Казалось, что Мануил стяжал империи несравненную славу во всём мире и сделал Константинополь центром европейской политики; но когда он умер в 1180, Византия оказалась разорённой и ненавидимой латинянами, готовыми в любой момент напасть на неё. В то же время в стране назревал серьёзный внутренний кризис. После смерти Мануила I вспыхнуло народное восстание в Константинополе (1181), вызванное недовольством политикой правительства, покровительствовавшего итальянским купцам, а также западноевропейским рыцарям, поступавшим на службу к императорам. Страна переживала глубокий экономический кризис: усилились феодальная раздробленность, фактическая независимость правителей провинций от центральной власти, пришли в упадок города, ослабли армия и флот. Кипр, Трапезунд, Фессалия, после прихода к власти династии Ангелов, фактически не подчинялись центральной власти. Начался распад империи. В 1187 отпала Болгария; в 1190 Византия была вынуждена признать независимость Сербии.
![Изображение](http://s42.radikal.ru/i098/0906/9c/b15086195bc3.jpg)
![Изображение](http://i074.radikal.ru/0906/82/161ade180220.jpg)
Когда же в 1192 дожем Венеции стал Энрико Дандоло, возникла мысль, что наилучшим средством как для разрешения кризиса и удовлетворения накопившейся ненависти латинян, так и для обеспечения интересов Венеции на Востоке было бы завоевание Византийской империи. Враждебность папы, домогательства Венеции, озлобление всего латинского мира — все это вместе взятое предопределило тот факт, что четвёртый крестовый поход (1202—1204) обратился вместо Палестины уже против Константинополя. Истощённая, ослабленная натиском славянских государств, Византия оказалась неспособной сопротивляться крестоносцам.
В 1204 году армия крестоносцев захватила Константинополь. При этом погибло огромное количество памятников искусства, город был разграблен Византия распалась на ряд государств — Латинскую империю и Ахейское княжество, созданные на территориях, захваченных крестоносцами, и Никейскую, Трапезундскую и Эпирскую империи — оставшиеся под контролем греков. Латиняне подавляли в Византии греческую культуру, засилье итальянских торговцев мешало возрождению византийских городов.
![Изображение](http://s58.radikal.ru/i162/0906/f0/ab23eb721b14.jpg)
![Изображение](http://s55.radikal.ru/i149/0906/ab/7f7bc4b3010f.jpg)
![Изображение](http://i074.radikal.ru/0906/7b/787b8af6a6f2.jpg)
Весной 1261 года император Никейской империи Михаил Палеолог заключил союз с Генуей, которой предоставил обширные торговые права, в ущерб венецианцам, и выговорил помощь генуэзского флота для завоевания Константинополя. Он послал в Европу опытного генерала Алексея Стратигопула, который вошёл в переговоры с греческим населением в ближайших окрестностях Константинополя, получил точные сведения о том, что происходит в городе среди латинян, и, по истечении срока перемирия, двинулся к Константинополю, откуда венецианский гарнизон только что был переведён на суда, с целью напасть на генуэзцев.
В ночь на 25 июля 1261 года Стратигопуло подошёл к стенам Константинополя, приставил лестницы, без шума вступил в город и завладел им почти без сопротивления. Император Болдуин спасся бегством в Эвбею. Только венецианцы и часть латинян пытались защищаться в Галате, но Стратигопуло поджег эту часть города и лишил латинян всякой точки опоры, они поспешили также сесть на суда и спасаться бегством. 15 августа 1261 года Михаил Палеолог разгромив Латинскую империю торжественно вошёл в Константинополь объявил о восстановлении Византийской империи и короновался в храме святой Софии.
В 1337 к ней присоединился Эпир. Но Ахейское княжество — единственное жизнеспособное образование крестоносцев в Греции — просуществовало до начала XV в., когда было завоевано деспотом Мореи. Восстановить Византийскую империю в её целости было уже невозможно. Михаил VIII Палеолог (1261—1282) попытался это осуществить, и хотя ему не удалось полностью воплотить в жизнь свои устремления, тем не менее его усилия, практические дарования и гибкий ум делают его последним значительным императором Византии.
Пред лицом внешней опасности, угрожавшей империи, было необходимо, чтобы она сохраняла единство, спокойствие и силу. Эпоха Палеологов, напротив, была полна восстаний и гражданских смут.
В Европе самыми опасными противниками Византии оказались сербы. При преемниках Стефана Немани — Стефане Уроше I (1243—1276), Стефане Драгутине (1276—1282), Стефане Уроше Милутине (1282—1321) — Сербия так расширила свою территорию за счёт болгар и византийцев, что стала самым значительным государством на Балканском полуострове.
![Изображение](http://s56.radikal.ru/i153/0906/e0/079540d2a4a2.png)
Латинская империя (1204—1261)