Войска:
Катафракты (3 лвл конюшен тяж. конницы) - эффективны всегда и везде, особо при чардже в юниты с небольшим количеством жизней, таких они сразу отряд выносят. Если есть толстый юнит - лучше пострелять в него лучниками по возможности, а она всегда есть с конными стрелками. Лучники уменьшают количество жизней у толстого отряда и чардж катафрактов такой отряд сминает.
Можно использовать для танкования вражеских масс когда необходимо прикрыть лучников при невозможности манёвра, например когда враг двигает в сторону точки победы с целью удержания.
У катафрактов много жизней, брони и высокий дух, потому они могут долго танковать врага, но урона без чарджа не особо много.
У катафрактов есть минус - они медленные, быстрее пехоты и слонов, но медленнее средней конницы.
Способность "Напор" - отряд прёт вперёд метров на 50 - вроде полезная.
Способность "Ромб" - бесполезная, чардж гасится до вступление в дело основных масс :-)
Дорого нанимать, дорого содержать. Больше 2-4 на стек не требуется.
Мидийская конница (2 лвл конюшен лёггк. конницы) - по статам такая же как знатная, следующие конюшни имеет смысл делать только под катафрактов. Маст хэв при зачистке севера, так как там против вас будут выставлять фулстек конных лучников с самым высоким уроном в игре. 5 отрядов мидийской конницы этот фулстек выносят. А стреляться с ними бессмысленно и беспощадно.
Быстрый, годен для противодействия вражеской кавалерии, разгона стрелков врага и заходжов в тылы и фланги, лобовых атак копейщиков и мечников 3го лвл лучше избегать, не говоря уже про пикинёров.
В целом, сильный юнит, не теряющий своей актуальности в обозримой перспективе. Основа вашей армии на ближайшие ходов 50, до создания первой бронетанковой

Не дорого нанимать, не дорого содержать, на стек 4-6 отрядов.
Лёгкие конные лучники (2 лвл конюшен лёггк. конницы)- хороший урон, неплохой темп стрельбы, высокая скорость перемещения.
Очень низкая броня - любая атака косит их что дедова коса траву. И чуть что "Бегут, бегут сукины дети!"

Основа вашей армии на ближайшие ходов 50, до создания первой бронетанковой

Дёшево нанимать, служат "за еду", на стек 16-14 отрядов, они и есть стек.
трикс - когда эти ребята сошлись в смертельном клинче с пращниками, одного поля ягоды, всадниками можно почаржится в пращников и те дрогнут. Не знаю почему, но 2-3 отряда пращников 1 отряд лёгких конных стрелков разгоняет.
Царские конные лучники (3 лвл конюшен тяж. конницы) - выгодно отличаются от своих лёгких собратьев ровно тремя вещами - много брони, много жизней, высокий боевой дух. Вражеские лучники почти не наносят урона этим отрядам - броня, потери начинаются не сразу после огневого контакта с противником ввиду большого количества жизней, то есть они дольше сохраняют огневой потенциал. Ну и самое отрадное - в случае рукопашной эти ребята могут разорвать дистанцию и продолжить обстрел в случае с пехотой или потанковать настигшую их вражескую кавалерию пока соратники огнём не отгонят её - они не бегут.
Умеренно дорого стоят, дорогое содержание. Основа вашей бронетанковой, 15-16 отрядов на стек.
Пехота у Парфии уныла, но есть. Необходимости в ней нет, но после достижения определённого размера империи такой каприз вы можете себе позволить, благо в районе Мидии вы наверняка захватите город с казармами и кузней 3 лвл, так что вам их даже строить не придётся
Копьеносцы, селяне, горцы и прочий сброд малополезен, уныл и непригляден.
Есть неплохие мечники в казармах 3го уровня, в них же элитные персидские лучники.
Мечники ничего так, могут постоять против любого юнита, некоторых даже осилят, но главное выиграют время для ваших лучников, раз уж вы решили поиграть пешей армией.
Стоят умеренно дорого, содержание дорогое.
Элитные персидские лучники - одни из сильнейших в игре. Очень высокий урон, очень высокий темп стрельбы, большая дальность, три типа выстрелов - обычный, пугающий и огненный. Так как в пешем отряде больше численность, соответственно и огневая мощь впечатляет. Равных Всем хороши, но для парфянской армии они как чемодан без ручки.
Умеренная стоимость найма, умеренная стоимость содержания.
В целом, по пешей армии что могу сказать - это дорого. Отдельные здания, а это на мечников казармы + кузня, на лучников казармы + стрельбища, то есть эта провинция могла бы производить нормальную армию или приносить деньги, но она занимается чёрти чем, эдакая парфянская потёмкинская деревня.
Слоны - пробовал наёмных, их на юге можно брать, Индийские боевые. Стрелки с 3 типами атаки в башнях, высокий урон, жизни, чардж, "Напор", любо-дорого в ход пускать, но...содержание наёмных обходится в 700+ монет за ход, это 5-6 отрядов катафрактов или царских конных лучников, а свои слоны требуют изучения технологии "Торговля слонами", последней в военной ветке, а это ходов 50, не раньше, но одними слонами жив не будешь и экономически империя задохнётся в случае пренебрежения гражданскими технологиями.
Верблюды - бесполезны.
Флот - только боевой механизированный, весь штурмовой состоит из горцев, уныл чуть более чем полностью. Но тут есть приятный момент - он вам в ближайшие ходов 100 точно не понадобится. Как там в средиземном без флота пока не знаю.
Боевые машины не пробовал, не знаю.
По технологиям - после открытия катафрактов и боезапаса имеет смысл изучать гражданские, особенно снижающие коррупцию. После начала решительной войны с Селевкидами и их холопами ваша империя начнёт расти, причём быстро. Или падёт. Так вот, после захвата 25-30 провинций коррупция достигает 50%, вы отдаёте половину, ПОЛОВИНУ всех своих доходов. А строить надо везде, орды вражеских шпионов требуют затрат на контрдиверсионную деятельность, армия на севере стережёт скифию, южная опрокидывает врага в море, юго-западная мрёт в пустынях, две западные не знают передышки, всё это требует денег, с каждым ходом всё больше, а коррупция замораживает рост доходов и в какой-то момент концы с концами начинают не сходиться.
Неплохим подспорьем будет торговля с аравийским полуостровом после захвата морского порта, тысячи две за ход она может пиносить в казну, коррупция на эти доходы не распространяется, что резко увеличивает их эффективность.
Стройте армию в одной провинции, пока империя не велика и гражданская война далеко вам не потребуется диверсифицировать источники найма войск.
На начальных стадиях игры заводите в завоёванные провинции с чужой культурой сановника, он быстро обратит её в вашу веру, через несколько ходов он прокачает себе этот навык и будет проповедовать как свидетели Иеговы в 90-е не проповедовали)) Иначе вашу армию скуёт мятежный край.
Застройка - малые города - центр города, поле на еду, храм на порядок\конюшня\стрельбище - на выбор.
Центр провинции -центр города, хлебный рынок, спортивное сооружение на порядок, лавка пряностей или печь саманщика на деньги, пятая постройка опциональна, обычно что-то на порядок или скорость исследований до 2 лвл.
В приморских провинциях стройте торговый причал + лавку пряностей + рынок, это даст синергетический эффект из-за +% к торговым зданиям в этих постройках.
Не знаю как там у кого, у меня компьютер ведёт себя адекватно, выставляет комбинированные армии из разных юнитов, порой по 3 фул стека приводит, кооперируется с союзниками, орды шпионов кишат и т.п. Орд пращников не видел
p.s. Скоро Сирия будет сломлена, средиземное море должно принести большой доход после захвата первого порта и начала торговли со всем миром. И это прямой путь на Рим.