Отправлено 11 Январь 2007 - 10:02
Bestt
Сразу отмечу, что я ни в малейшей степени не ставлю под сомнение героизм простых американских солдат и офицеров, отдававших жизни за общую победу над нацистами.
Рассмотрим проведение боевых операций американцами на примере взятия Иводзимы. То, что для амеров, Иводзима знаковый остров, как в стратегическом, так и моральном аспекте, полагаю, знают все. Подготовка операции по захвату острова началась 7 октября 1944. С 8-го декабря 44 года были начаты регулярные бомбардировки острова. Утром 19 февраля 4-я и 5-я дивизии морской пехоты начали десантную операцию. К 24 марта американцы выжгли огнеметами все остававшиеся японские укрепления. В ночь с 25 на 26 от 200 до 300 японцев предприняли последнюю атаку. Получается, что операция длилась полгода. Ладно, будем считать, что операция началась 19 февраля (откинув период бомбардировок и корабельных обстрелов, хотя это является частью операции). На выходе, имеем только штурм и добивание противника, длительностью 35 суток. Согласно планам американского командования, на захват Иводзимы, отводилось пять суток. И это при многократном, подавляющем перевесе в технике и снабжении.
Генерал Паттон младший говорил что «Война это искусство».
Поэтому, когда оценивают боеспособность, учитывают, прежде всего, эффективность. Победителей не судят. А не учтенные факторы, в том числе характер ТВД, и климатические условия, говорят о непрофессионализме. И если, американское командование планировало захватить ту же Иводзиму за 5 дней, и не реализовало свой замысел, то это говорит, прежде всего, о его неспособности должным образом организовать разведку и как следствие правильно спланировать операцию. В итоге, соответствующая оценка боеспособности.
Считаю, что рассуждения, мол, масштабы не те, условия местности и т.д. не являются аргументом для оправдания низкой эффективности армии. Немцы, после войны сетовали, что им в России, помешали победить морозы, отсутствие дорог, грязь и все такое. По этому и отступали до Берлина. Хотя немецкая армия была сильнейшей в мире.
Медленное продвижение союзников в той же Нормандии, объясняется отсутствием обходных, фланговых маневров. При фронтальных атаках, они просто останавливались и ждали авиацию. Причем зачастую, попадали под свои же бомбы. А, наши, маневрировали. Что самое интересное, наши военные считают, подготовку солдат союзников перед высадкой, весьма серьезной.
Есть мнение, что «Оверлорд», оттянул с восточного фронта чуть ли не всю авиацию люфтваффе. И благодаря этому, операция «Багратион» была спасена. Особенно на этом настаивает некий Боря Соколов, чья «репутация» на порядок опережает Резуна. На самом деле, именно наша операция не позволила если не сорвать полностью, то затормозить высадку союзников.
(базовый источник «История военного искусства» том 3. академия им. Фрунзе)
"Операция Оверлорд" автор Хастингс.
«И тем не менее величайшее сосредоточение авиационной мощи в Нормандии, какое когда-либо создавалось в поддержку сухопутных операций, вскрыло и свои недостатки. Авиация оказалась не в состоянии нанести достаточный урон немецкой обороне, чтобы союзные армии где-либо могли ее свободно преодолеть, несмотря на присущие Харрису самоуверенные утверждения в 1945 году, что военно-воздушные силы обеспечили армиям на северо-западе Европы «легкую победу». Плохая летная погода — а такая была в среднем один день из каждых трех в течение всего лета — и часы ночной темноты предоставляли немцам достаточную передышку между воздушными налетами, чтобы за это время перебрасывать свои силы приблизительно туда, куда они хотели, и продолжать доставлять на передовую минимальное количество боеприпасов и средств материального обеспечения.»
«Большинство немцев, с кем удалось побеседовать при подготовке данного материала, вспоминают разбитые железнодорожные узлы и мосты, через которые проходил их путь на фронт, очень немногие помнят уничтожение авиацией союзников нескольких машин, но не больше. Как утверждают, переброска 2-й танковой дивизии СС из Тулузы в Нормандию была настолько сложной, что ее история превратилась в одну из легенд второй мировой войны; прибытие дивизии на фронт, конечно, было сильно задержано столкновениями с отрядами движения Сопротивления и действиями самолетов союзников. Однако потери дивизии в танках и бронетанковой технике оказались ничтожными»
Отсюда следует, что даже подавляющее превосходство союзников в авиации, не позволяло кардинально влиять на ход боевых действий.