Обзор Europa Universalis IV: Mare Nostrum - ревью от Vendigo

Выход хорошей игры – всегда событие. Но как повелось, игра выходит не совсем такой, как её видели фанаты. Что-то недоделано, что-то сделано не так. Разработчики стараются учитывать многочисленные, и иногда противоречивые просьбы, желания и требования фанатов. И чем игра популярнее, тем и количество всякого рода хотелок больше. Но когда игра выходит уже не первой частью, а, страшно сказать, четвёртой, то числу пожеланий просто нет счёта.

 С чем приходилось и приходится сталкиваться разработчикам серии игр "Europa Universalis" (EU) трудно даже представить. Игра, ещё с первой части, поражала своим наполнением и глубиной задумки. Да, скептики говаривали, что перенести на наши мониторы настолку – дело ленивых. Взял, прописал по правила, алгоритмы и готово. Вполне возможно. Но к четвёртой части EU выросла из коротких штанишек. Теперь перед нами мир. Мир живой, действующий по своим законам и правилам. Сейчас модно утверждать, что игра адаптивна. Что игровой мир реагирует на действия игрока. В EU всё с точностью да наоборот. Здесь игроку приходится реагировать на действия окружающего мира. В этой игре компьютерные оппоненты преследуют свои цели. Для достижения цели компьютер иногда идут на предательство союзника, на нарушение договорённостей. И с каждой частью игры компьютерный оппонент умнел.

Но я недаром вспомнил вначале про хотелки и пожелания. Серия EU славна очень хорошей обратной связью и пониманием склада ума своих поклонников. Порог вхождения в серию EU, пожалуй, один из самых высоких в игровой индустрии. Я не буду говорить про игры, завязанные на синапс игрока. Мы ведь говорим про стратегии. Серия не только чинится патчами, но и получает развитие с помощью аддонов. Крайний аддон для “Europa Universalis” 4 вышел совсем недавно и носит название Mare Nostrum. Для людей, не знающих латынь (стыдно вам должно быть) – это название, данное римлянами Средиземному морю. И переводится оно – Наше море.

Речь в аддоне Europa Universalis IV: Mare Nostrum идут практически дословно про море. :) Чего собственно и следовало ожидать. Небольшая загвоздочка в том, что игроку придётся сделать это Mare своим Nostrum. Поскольку, как я говорил выше, компьютерные оппоненты не мальчики для битья, а практически равноценные игроки на этом поле. Как и водится, с выходом дополнения, в игру внесли многочисленные изменения и новации.

Я не буду подолгу останавливаться на всех, отмечу лишь некоторые, которых не было в предыдущих дополнениях и оригинальной игре:

Нам дали возможность создавать свои торговые лиги. Это одно из самых важных и значимых нововведений, по моему мнению. Главой торговой лиги может быть лишь торговая республика (привет аддон Res Publica). Только государства с таким строем могут приглашать в лигу других. Но не каждого, а однопровинчатых миноров. У государств-членов лиги появляется много преимуществ, но и количество забот возрастает. Каждая лига по умолчанию оборонительный союз. Агрессия против любого члена лиги приводит к войне со всей лигой. Объявление эмбарго члену лиги – casus belli для главы лиги против объявившего это самое эмбарго. У государств-членов лиги улучшаются отношения между собой. Правда есть и минусы. Глава лиги может наложить эмбарго не другую страну, и все члены этой лиги автоматически оказываются втянутыми в это эмбарго. При аннексии главы лиги, она (лига) распускается, если в лиге не состоит ещё хотя бы одна торговая республика.

Очередное нововведение коснулось флота. В игру ввели кроме рекрутов для армии, которых мы расходовали и на создание флота, моряков. Эти люди составляют основу для создания нашего флота, который в свою очередь превратит это Mare в Nostrum. Моряки необходимы для найма (строительства) каждого корабля. Моряки необходимы для ремонта наших судов после боя. Количество моряков зависит от наличия прибрежных провинций и развития этих провинций именно в сторону мореплаванья. Постройка доков и сухих доков увеличивает количество моряков в провинции. Также увеличивает количество моряков прибрежный торговый центр и естественные гавани. Для уменьшения времени постройки судов и увеличения лимита флота будут использоваться верфи. То есть, имея одну или две прибрежных провинции достаточно сложно стать крупной морской державой и владычествовать в море-океане.

Претерпел изменения в Europa Universalis IV: Mare Nostrum и ещё один спутник морской торговли – пиратство. Даже не совсем изменения, а дополнился. Хотя и не для всех. Североафриканские государства получили возможность совершать налёты на прибрежные провинции других государств. Такой налёт с различным шансом приносит берберам золото, рабов и матросов. Бороться с этим придётся посредством морских патрулей и постоянным наличием флота на проблемных направлениях. Эти налёты будут ухудшать отношения берберов с атакуемыми, но разве североафриканские пираты сентиментальны? Нет, тысяча чертей. Они жестоки и кровожадны. И им плевать на ухудшение отношений. Вот!

Ещё одно из нововведений. На борьбу с коррупцией нам выделили отдельную статью расходов. Коррупция съедает деньги и растёт от ряда факторов в стране. Увеличивает коррупцию большая территория государства, отставание в технологиях по сравнению с соседями, разрыв в уровнях технологий в стране более чем на два. Не получится прокачать военные техи и раздавить злобных соседей железным сапогом своих пехотинцев, от действий вражеских шпионов и ещё ряда незначительных факторов. Понизить уровень коррупции можно выделением некоторых сумм на борьбу с ней (смешно) и с помощью опережения по времени в дипломатических и административных технологиях. Но вы же помните, что разрыв в технологиях коррупцию не уменьшает, а повышает. Так что, думайте, как опередить технологии по времени, не создавая дисбаланс.
Шпионаж. Куда же в большой политике без этих скромных тружеников плаща и кинжала. Ну и собственно как водится самые активные (а в игре единственные) шпионы – это дипломаты. Но в данном дополнении был изменён механизм шпионажа. Наш чрезвычайный и полномочный посол не носится в полумаске по кабакам, подстрекая к бунту, не лазит в форточки за суперсекретными письмами королевы сопредельной державы, а формирует шпионскую сеть. Сеть со временем набирает силу и с помощью этих сетей уже можно проводить всякого рода нехорошие сюрпризы для соседей. Конкретно по видам шпионских действий я не буду проходиться, но такой подход к шпионажу напоминает мне Crusader Kings II.

В Europa Universalis IV: Mare Nostrum изменилась и глобальная карта. Были добавлены провинции в Ирландии, в восточной и центральной Европе. Был добавлен сухопутный(!) переход в Гибралтарском проливе. Что по моему скромному мнению полнейшая ересь. И, по слухам, в последний момент убрали сухопутный мост в Па-де-Кале. За такие проделки надо бить линейкой по рукам.
В своё оправдание разработчики обратили взгляд на Африку и устроили там небольшое Вавилонское столпотворение. В районе Экваториальной Африки было добавлено огромное количество государств. Со своей тех. группой и культурами. Был цивилизован остров Мадагаскар. Им добавили новую религию – фетишизм. Для желающих покинуть старушку Европу появилась новая стезя для приложения своих управленческих талантов. Например, объединить Мадагаскар и захватить им Индию до англичан.

Введена новая система территорий и владений. Вкратце. Любая территория, которую вы не присоединили к свой державе, как владение, считается заморской. Со всеми вытекающими. С этими территориями и владениями можно будет играться до умопомрачения. Для достижения желаемого результата в управляемости. Рассказать про это в обзоре не получится. Тема достойна отдельного гайда или видео инструкции.

Нам наконец разрешили делиться с союзниками и торговыми партнёрами картами открытых земель. И требовать от них того же. При игре по сети это просто шикарная фича. Распределяешь зоны исследования и экономишь огромное количество времени и ресурсов. Ведь нанять первопроходца стоит денег. Снарядить с ним отряд – стоит денег. Нанять флот для открытий – стоит денег. Сплошная, осмелюсь сказать, выгода.

Ну и в завершение одна из главных вкусностей. Наряду с торговыми лигами и матросами. Возможность отпускать свои войска в наём. Теперь возможно после войны не распускать, покрывших себя неувядаемой славой ветеранов, а отпустить их кондотьерами. В те времена в Европе спрос на такого рода услуги был велик. Кондотьеры принесут в свою страну золото. Будет ли служба кондотьеров привязана к временному промежутку. Или только наниматель сможет прекратить контракт. Или мы, как арендодатель сможем забрать своих бойцов назад. Это всё буду выяснять процессе создания своей Империи.

Не собирался делать никаких выводов. И, наверное, так и сделаю. Подведу только итог. Итог по своим ощущениям. Europa Universalis IV: Mare Nostrum стоит купить. Купить всем фанатам серии, купить людям, которые решили освоить "Europa Universalis". Эта игра, без какого либо дополнения неполная. Ведь эти дополнения, как я уже замечал, не позволяют вам только одеть своих юнитов в новую броню или в красивые плащи. А расширяет возможности самой игры. Расширяет область взаимодействия игры и игрока. Наделяет нас новыми возможностям и рычагами.

 

 Обсудить на форуме.

Комментарии   

+11 #1 Scythe 10.04.2016 23:56
Эх, хороша Европка, манит меня к себе, манит, но не хватает меня в ней надолго, так и норовлю сбежать в TW :roll:
Цитировать
+1 #2 Imper 11.04.2016 21:50
А я играю сейчас в ЕУ4 ваще с запоем практически, ибо Аттила не торт, а Арену временно закрыли.
Цитировать
+1 #3 Юрик 11.07.2016 23:36
Это коррупция полная ерунда, она тормозит мировой захват всего мира!
Цитировать

Добавить комментарий

Ссылки в комментариях не работают. Надоела капча - зарегистрируйся.


Обновить

Total War: WARHAMMER

Total War: WARHAMMERФэнтези? Ну наконец-то!

Дата выхода:  24 мая 2016 г.
Мы ждали, мы верили. И наша вера была вознаграждена! Анонс Total War: WARHAMMER состоялся! Скептики были посрамлены, а вахоманы возликовали! Разработчики уже успели уже рассказать немало подробностей. Во первых стало известно? что это будет не одна игра, а трилогия сдобренная целым сомном аддонов и дополнительного платного и бесплатного контента. Во-вторых фракций будет только 5+1 (Империя Сигмара, Зеленокожие, Гномы, Графы-Вампиры и Воины Хаоса + Бретонния в кастомных и мультиплеерных битвах) но обещают сделать их максимально проработанными, богатыми на юниты и реально отличающимися друг от друга по геймплею. В третьих - главы фракций теперь не просто генералы которых не жалко потерять в бою. Теперь это Легендарные Лорды (Карл Франц, Гримгор, Торгрим и Маннфрэд фон Карштайн и другие), герои с уникальным оружием, верховым животным, шмотками и набором квестов. Еще обещают такие новинки как летающие юниты, магию, танки, пушки и мущкеты... в общем вкуснятинка! В общем ждем больше информации и надеемся, что игра станет прорывом в серии.

Подробней о Total War: WARHAMMER

Total War: Rome 2

Total War: Rome 2и снова античность + морские бои

Дата выхода: 3 сентября 2013 г.

Анонс Rome II Total War состоялся 2 июля и это вызвало настоящую бурю восторга нашего сообщества! Настолько люди истосковались по рукопашному бою и легионерам, что анонс сиквела восприняли как настоящее чудо и "сбычу мечт". Снова вести в бой скованные железной дисциплиной легионы, непоколебимых греческих гоплитов и македонских сариссофоров, топтать врагов слонами и забрасывать отрубленными головами - это ли не счастье! Но ведь новые игры Total War это еще и морские баталии. И тут уж будет море фана, ведь разработчики обещают активное взаимодействие между сухопутными и военно-морскими силами. Обоюдный обстрел между береговыми укреплениями и боевыми кораблями на рейде даст новую степень свободы "стратегосам" античного мира.

Подробней о Total War: Rome II

Napoleon: Total War

Napoleon: Total Warкогда пришел на поле он

 Дата выхода: 2010 г.
Шестая игра серии. Как ясно из названия , игроку предстоит примерить на себя треуголку самого знаменитого полководца Нового времени. Временные рамки — конец 18 начало 19 века. Теперь один ход на стратегической карте укоротился до двух недель. В игре появился сквозной сюжет, разделенный на три кампании — Италия, Ближний Восток и Европа. Выбор фракций у игрока невелик: Франция, Британская империя,Австрийская империя, Российская империя и королевство Пруссия, но разработчики клятвенно обещают компенсировать это насыщенностью событий. Ведь теперь генералы в игре не абстрактные фигуры, а реальные исторические личности, включая и самого великого Бонапарта. Девять реконструированных битв этой исторической эпохи, появление в игре стратегического мультиплеера, делают ее одной из самых интересных игр серии.

Подробней о Napoleon: Total War

Medieval 2: Total War

Medieval 2: Total Warиндейский крестовый поход

 Дата выхода: 2006 г.
В 2006 году полностью трехмерным становится и тотальное Средневековье. Действие четвёртой игры серии разворачивается в Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке. Прохождение кампании расширено по времени — с 1080 по 1530 год и заканчивается в эпоху Великих географических открытий, при этом становится доступной Центральная Америка с империей ацтеков. Правда, прежде чем изобрести порох, открыть Новый Свет и начать сеять разумное, доброе, вечное погрязшим во грехе индейцам, игроку предстоит принести крест в мир ислама (или наоборот) пережить вторжение монголов и тимуридов и возвеличить свою фракцию (их здесь, как и в предыдущей игре, двадцать одна). Богатые города и укрепленные замки, многотысячные сражения и достающиеся дорогой ценой, но от того еще более ценные победы — это и многое другое в лучшем на сегодняшний день средневековом «симуляторе войны».

Подробней о Medieval 2: Total War и Kingdoms

Medieval: Total War

Medieval: Total Warдва креста и один полумесяц

 Дата выхода: 2002 г.
Вторая игра линейки TW увидела свет в 2002 году. В отличие от своей предшественницы, она, в большей степени отражая название всей серии , посвящена не гражданской, а именно «тотальной» войне. Действие игры разворачивается в средневековой Европе (от Англии до Урала), на Ближнем востоке и в Северной Африке и охватывает период с 1095 по 1453 — от Первого крестового похода до захвата Константинополя турками. В игре двенадцать государств-фракций, разделенных на три группы: католики, православные и мусульмане, при этом у каждой фракции строения и юниты отражают ее национальные особенности. В игре появились наемники и осады крепостей. Генералы здесь личности, имеющие уникальные характеристики, а воины, участвующие в сражениях отнюдь не безликая толпа, слепо идущая на верную смерть...

Подробней о Medieval Total War

Total War: Attila

Total War: Attilabarbarian invasion II 

Дата выхода: 17 февраля 2015 г.
Анонс Total War: Attila с одной стороны немало удивил нас, а с другой еще раз доказал, что СА идет проторенной дорожкой. Ведь Аттила по сути это сиквэл аддона "Вторжение варваров" для Рима 1. Правда на этот раз они не стали скромничать и назвали его "новой игрой". Ок, мы не будем спорить. Отдельная игра про нашествие варварских племен на цивилизации античного мира - это прекрасно. Нужно отметить что разработчики действительно поработали на славу. По мнению большинства игроков, Аттила действительно оказался достойным продуктом, позволившим окунутся в мрачные эпохи.

Подробней о Total War: Attila  Часть 1 и Часть 2

Shogun: Total War

 Дата выхода: 2000 г.
Первая игра из серии, представленная публике в далеком 2000 году, была посвящена средневековой Японии. Для того чтобы стать сёгуном игрок должен объединить под своей рукой враждующие кланы Симадзу, Мори, Ода, Имагава, Такэда Ходзё и Уэсуги. Действие игры начинается в 1530 году. Деревянный стол с развернутой на нем картой, четыре хода за год - так выглядит стратегическая часть игры. Деньги здесь заменяет рис. Торговля, дипломатия, развитие городов - все подчинено главной цели: собрать и натренировать сильную армию, способную разгромить компьютерного соперника. Ведь победа здесь добывается не в тиши родового замка, а на поле боя, где встречаются многотысячные армии.

Подробней о Shogun: Total War

Total War: Shogun 2

Total War: Shogun 2 Дата выхода: 2011 г.
Седьмая игра серии, о которой было официально объявлено весной 2010 года. Игра вернулась к истокам серии – мечам и латам, отказавшись от пороха и пушек. Игра является прямым продолжением первой игры серии Shogun: Total War, так полюбившейся многим. Разработчики решили применить десятилетний опыт на новой игре, дополнив и усовершенствовав её, сделав её именно такой, какой они хотели видеть её с самого начала, тогда, десять лет назад. Мы возвращаемся в феодально-раздробленную Японию, Периода Сенгоку. Девять соперничающих кланов сражаются друг с другом за господство над японскими землями. Каждая фракция имеет свои уникальные особенности и возможности. Вы сможете стать во главе одного из этих кланов, чтобы завоевать как можно больше провинций и получить право называться Сёгуном Японии от Императора. Игра не имеет столь большого географического простора, как предыдущие проекты серии, но это даёт возможность разработчикам сконцентрироваться на деталях, показать эту уникальную культуру и страну во всей её красе и величии. Игра действительно стала самой живописной и захватывающей в серии.

Подробней о Total War: Shogun 2  и Fall Of The Samurai

Empire: Total War

Empire: Total War Дата выхода: 2009 г.
Пятая игра серии была выпущена через три года после предыдущей. Исторические рамки по сравнению с предшественницами, сильно заужены — всего лишь с 1700 по 1799 годы. Но за эти сто лет игроку предстоит пройти нелегкий путь побед и поражений, приняв участие в очередном переделе мира -эпохе колониальных войн. Теперь в игре задействовано полных три континента - Европа, Азия и Америка, которые рвут друг друга, стремясь к мировому господству . Игра максимально приближена к реалиям восемнадцатого века — линейки юнитов разных народов здесь не имеют разительных отличий, поэтому на первый план выходит тактическое искусство. И здесь разработчики сделали невозможное, ведь искусственный интеллект огромных армий - от солдат до полководцев весьма высок. И теперь победу трудно вырвать из рук компьютерного врага, воюя только числом. Главное отличие «империи» от предшественниц - морские тактические сражения.

Подробней о Empire: Total War

Rome: Total War

 Дата выхода: 2004 г.
В 2004 году Total War перешла в третье измерение. Теперь стратегическая карта — это не поле для фишек, а полноценная земля с птичьего полета: с реками, морями, лесами, сменой сезонов и шагающими по дорогам отрядами. Продолжая откатываться назад по временной шкале разработчики посвятили свой новый проект блистательной Римской республике - с 270 года до н. э. (превращение Рима в мировую державу) до 14 года н. э. (смерть Октавиана Августа). Возглавив одну из 21 фракций игроку предстоит покорить 50 провинций и завоевать Рим. Здесь экономика на втором плане - война, война и война! Нет желания проходить долгие многолетние кампании? Можно отыгрывать отдельные битвы - как исторические, так и случайные. Историчность гарантирована — ведь именно этот движок используют в своих документальных фильмах History Channel и BBC !

Подробней о Rome: Total War