Признаться от безудержной индукции и широты обобщений автора тошнить начинает с самого начала. Автор, приведя описание внешнего облика Святослава, берётся уверить читателей, что
Меж тем, у Льва Диакона читаем: ]]> «Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них» ]]> . Про облик – ни слова. Удивление хрониста, вероятнее всего, вызвало поведение Святослава, который грёб наравне со своими дружинниками. А вот бритая голова с чубом – очевидное отличие от его спутников (впрочем не вполне понятно, что именно отличие – они вместе или только «клок волос»). Далее у Прозорова читаем:Святослав не был исключением среди русов. Лев Диакон прямо говорит, что обликом князь «ничем не отличался» от своих приближённых.
Это при том, что только что следовал рассказ об опростоволосившемся Святославе. Забавно, что автору не приходит в голову, что не может бритый опростоволоситься – волос-то у него нет. Само же понятие, как нетрудно убедиться, обратившись к вып. 13-му «Словаря русского языка XI-XVII вв.» (М.: Изд-во «Наука», 1987. С. 50.), фиксируется в языке лишь в XVII в., относится к женщинам и означает бесчестье. Но читаем дальше:снимать головной убор вне дома противоречило обычаям русов. Выражение «опростоволоситься» по сей день сохранило неодобрительный смысл.
10 – это ссылка «Гедеонов С. А. Варяги и Русь. СПб., 1876, С 365.». Пытаюсь проверить ссылку. Оказывается, что у Гедеонова на стр. 365 о ибн-Хаукале ничего нет. Впрочем, можно обратиться к самому ибн-Хаукалю и прочитать: ]]> «Некоторые русы бреют бороду, а некоторые завивают ее, как гриву лошадей» ]]> . Про бритьё голов – ни слова.Ибн-Хаукаль положительно сообщает о бритье голов у русов(10).
После этих следующих гуськом натяжек читать подробно дальше почему-то расхотелось. В любом случае никаких доказательств того, что бритьё бороды и головы – это обычай восточных славян автор не привёл. Святослав – да, его потомки-князья на печатях – да, но «что облик Святослава был не исключением, а правилом среди русов и говорить надо не о единичном случае подражания чужому обычаю, а о всенародном перенимании его все славяне» не доказано. Абсолютно.
Впрочем дальше – не менее интересно. Автор берётся утверждать, что бритые черепа с оселедцами и усы не являлись причёсками степняков и вообще
Что уже ни в какие ворота не лезет. Контакты днепровской руси с тюрками в Х в. были более чем интенсивными. Именно на невольничьих рынках Булгара и Хазарии, как это сообщает Ибн Русте,Контакты же тюрок и скандинавов (которыми норманнисты считают русов) не были ни долгими, ни плотными в середине X в.
русы продавали свой главный товар – рабов, которых они захватывали в походах на славянские племена. А болгары (по крайней мере, болгарские ханы) как раз брили головы. На это указывает ]]> «Именник Болгарских Ханов» ]]> , где упомянуты «остриженные главы». Забавно, что этот документ упоминает и Прозоров:
Как видим, Прозоров просто не знает, что болгары были тюрками. Меж тем, в ходе плотных торговых и военных контактов заимствования русских князей у тюрок были весьма значительными. Очевидно, у хазар была заимствована система сбора дани (по щелягу (дирхему) или по куньему меху со двора) и методы её сбора (постройку укреплений с гарнизонами). Более того, русские князья по хазарскому образцу как минимум до сер. XI в. именовали себя «каганами». По крайней мере, ещё в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона, написанном в 1047–1050 годах, Владимир Святославович именуется именно так («И похвала кагану нашему Влодимеру, от негоже крещени быхомъ, и молитва къ богу от всеа земля нашеа»). Вполне можно допустить, что русские «каганы», о наружности которых мы извещены источниками, и внешне копировали тюркских вождей. Их примеру могли последовать и их ближайшие соратники, ставшие называться «боярами» по примеру знатных тюркских баев, ибо именно из болгарского (тюркского) языка это слово и пришло (См.: Этимологический словарь Фасмера). Именно князь и бояре и составляли значимую часть руси – высшего социального слоя ксенократического «государства».Иловайский со ссылкой на перечень болгарских князей и Лиутпранда отмечает обычай брить головы у болгар(72). Тюркским влиянием это, как мы видели, объясняться не может.
Сообщение отредактировал Ober-Leutenant: 25 Февраль 2012 - 06:11