Lectio sexta
De pronomina varia demonstrativa, atque casu dativo. Praeterea, nunc declinationes prima secundaque complentur.
Capitulum septimum "Puella et rosa"
Сapitulum octavum "Taberna Romana"
Седьмая глава воспринимается достаточно легко, как на мой взгляд. Здесь практически нет новой грамматики, да и новых слов немного. Главное событие - демонстрация со всех сторон дательного падежа,
dativus singularis et pluralis.
Casus dativus (cui? = кому? чему?)
Declinatio____I______II________II___
Genus____ __f_______m_______n___
Dat.Sg._____-ae_____-o_______-o___
Dat.Pl.______-is_____-is_______-is___
Появляется еще ряд полезных новых слов: глаголов
tenēre -
держать,
currĕre -
бежать,
dāre -
давать (крестный отец дательного падежа), существительные
malum, i n -
яблоко, одно из самых многоликих слов,
oculus, i m -
глаз,
lacrima, ae f -
слеза,
immo -
наоборот или
более того, одно из моих любимых слов. Чаще попадаются глаголы, образованные префиксальным способом, но тут все, вроде, интуитивно понятно.
it -
он идет,
ad-it -
он подходит.
Ex-it -
он выходит, et cetera. Но из принципиально важных грамматических новинок - разве что указательное местоимение
hic, haec, hoc. Да и оно во всех падежных формах появится только в следующей главе.
Именно по той причине, что многое из грамматики седьмой главы раскрывается подробнее в следующей, восьмой, я считаю целесообразным прицепить ее хвостом к этому же уроку.
Итак,
capitulum octavum "Taberna Romana". Действие переносится из виллы Юлия в Рим, где по улицам гуляют и занимаются шопингом Мед и Лидия. Откуда у беглого раба деньги, мы уже догадываемся. Но зато теперь указывается, какие именно это деньги. Это сестерции - может, не самая распространенная монета, но самая цитируемая, т.к. она была традиционной счетной единицей в древнеримских источниках. Кошелек Меда действительно vacuus non est, это 2,4 кг латуни, по стоимости почти равной золотому ауреусу. На эти деньги ему можно было многие недели питаться, или же несколько раз снять проститутку, так что рассудительным его назвать никак нельзя.
Учитель-грамматик, имеющий одного ученика, заработал бы эту сумму месяца за два.
В пересчете же на современный курс это около $250-300 (что не совсем правильно отражает соотношение цен, т.к. драгметаллы в древности были дороже, да и относительная ценность товаров могла быть совсем другой). Кстати, знак доллара $ по одной из версий происходит от обозначения сестерция - IIS (II асса + semi-асс = 2,5 асса ,т.е. "полтретьего", как и переводится название монеты).
У нас еще будет повод вернуться к римским деньгам, а сейчас - немного о грамматике.
Точнее, немало. Ведь эта глава завершает целый пласт грамматики, и в нашем распоряжении теперь все 1 и 2 склонения имен, да еще и куча указательных местоимений:
quis, qui, is, ille, hic. Поэтому очень важно прочитать грамматическую часть к восьмой главе. Каждый падеж там иллюстрируется цельными предложениями, позволяющими прочувствовать оттенки всех возможных окончаний.
(E.g.:
Ornamenta, quorum pretium est HS C anuli sunt. Как переведём?)
Местоимения (
pronomina) и местоименные прилагательные (
adjectiva pronominalia) склоняются способом, в основном похожим на 1-2 склонения, но имеют особые формы для
Gen. и
Dat. Sg. (
-ius и
-i соответственно), а у
qui кое-где выстреливает пока неизвестное нам 3-е склонение.
Casus genetivus et dativus pronominum
(ad omnia tria genera - masculinum, femininum et neutrum).
Nom.Sg.____qui____is____ille____hic_____ullus (-a, -um)__
Gen.Sg.____cujus__ejus__illius__hujus____ullius_________
Dat.Sg.____cui_____ei____illi____huic_____ulli__________
Новые слова восьмой главы тоже очень важны, особенно для повседневных разговоров. Теперь мы можем
покупать (
emĕre) и
продавать (
vendĕre), да еще и
показывать (
monstrāre) на все
пальцем (
digitus, i m). Главное - не перепутать, когда можно смело узнавать, сколько
стоит товар (
constāre), и когда лучше вовремя
остановиться (
consistĕre). И помнить - vitae nullum pretium magnum est.
В качестве иллюстраций из классики:
Лев Кассиль, "Кондуит и Швамбрания"
Папа и мама ушли в гости. Ахнуло парадное, и от сквозняка по всему дому
двери передали друг другу эстафету. Аннушка тушит в гостиной свет - слышно,
как щелкнул выключатель, - и уходит на кухню. Немного жуткая пустота влезает
в дом. Тикают часы в столовой. В стекла окон рвется ветер. Я сажусь за стол
и делаю вид, что готовлю уроки. Братишка Ося рисует пароходы. Много
пароходов, и у всех из труб дым. Я беру у него красно-синий карандаш и
начинаю раскрашивать в учебнике латинские местоимения. Все гласные буквы -
красными, согласные - синими. Очень красиво получается.
...
Утром Аннушка будит меня и Оську на этот раз так - она поет:
- Вставай, подымайся, рабочий народ... В гимнастию пора!
Рабочий народ (я и Оська) вскакивает. За завтраком я вспоминаю о
невыученных латинских местоимениях: хик, хек, хок...
...
.. Ну, что сегодня у нас задано?
Я стоял, вытянувшись, перед кафедрой. Я молчал. Тараканиус забарабанил
пальцами по пюпитру. Я молчал тоскливо и отчаянно.
- Тэк-с, - сказал Тараканиус. - Не знаешь. Некогда было. Революцию
делал. Садись. Единица. Дай дневник.
Класс возмущенно зашептался. Ручка, клюнув чернила, взвилась, как
ястреб, над кафедрой, высмотрела сверху в журнале мою фамилию и...
В клетку, как синицу, За четверть в этот год Большую единицу Поставил
педагог.
Письмо Элоизы Абеляру ("История моих бедствий" Абеляра известна? Очень поучительное чтиво для учителей и репетиторов
).
HELOYSAE EPISTOLA AD ABELARDUM
Domino suo, immo patri; coniugi suo, immo fratri; ancilla sua, immo filia; ipsius uxor, immo soror, Abaelardo Heloysa.
Это даже можно попробовать перевести.
ЗЫ Пару слов об оттенках вопросительных частиц, которые мелькают в седьмой главе.
Для того, чтобы
просто задать вопрос и узнать на него ответ, используем частицу "-ne".
- Est
ne Gallia in Europa? (Non scimus certe).
Если ответ предполагается
положительный, начинаем вопрос с "Nonne".
- Quid?
Nonne formosus est nasus meus? (Scio - formosus est!)
Если ответ предполагается о
трицательный, начинаем с "Num" ("неужели").
-
Num nasus meus foedus est? (is formosus est, ego spero!)
В качестве практики - для начала
pensa к главам. От себя упражнений добавлю чуть позже.
Сообщение отредактировал dlook: 25 Ноябрь 2014 - 18:01