Paradox
©
Fisana

Перейти к содержимому


"); //]]>
Фотография

Геральдика


Сообщений в теме: 233

#1 Bestt

Bestt

    СiЧовий герольд

  • Старшина
  • 4 065 сообщений
  • Откуда:Кривий Ріг, <<Бельгія>>
  • Прозвище:Ван Деникс
  • Награды:
  • Создатель:Ogniem i Mieczem:TW
Регистрация: 26.апр.06
Слава: 360

Отправлено 26 Май 2006 - 13:27

Лекции по геральдике

Материалы, использованные мной:
Книги – «Геральдика. Геральдические образы. Фигуры геральдики.» М.Пастуро, Москва, изд-во Астрель*АСТ 2003г.; «Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия» С.Слейтер, Москва, изд-во Эксмо, 2005г.; «Гербы Российской империи» фон Винклер, С-Петербург, изд-е И.Иванова, переиздание Москва, Планета, 1991г.;
Интернетрессурсы – Геральдика.ru, и другие.

Лекция 1

Привлекательность геральдики сегодня становится очевидной. Использование гербов в повседневной жизни уже норма. На бутылках виски и других алкогольных напитков, на пачках сигарет (например Мальборо) можно видеть «гербы». И хотя это не совсем гербы, а скорее гербоподобные эмблемы, помещение их туда производителем говорит как о понимании того, что запоминающийся гербовидный рисунок скорее привлечет потребителя (чисто рекламный ход), так и о том, что сам по себе герб является удачной и яркой «торговой маркой». Эмблемы многих футбольных клубов (особенно английских и шотландских) представляют собой гербы в чистом, классическом понимании.
Но всё это только иллюстрация. Сама же геральдика есть наука, предмет которой – изучение гербов. Герб – это эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание цветов, предметов и фигур на котором имеет символическое значение. Однако пугаться этой науки не стоит. Цикл моих лекций направлен на пропаганду и распространение геральдики и на ознакомление с основными правилами и понятиями.
Итак, основы геральдики. Здесь и далее говоря «геральдика» я буду подразумевать классическую европейскую геральдику. Все понятия и условия будут озвучены исходя из классической геральдики.
Основой любого герба является щит. Нет щита – нет герба. В геральдике известно несколько разновидностей щитов:
]]> Изображение ]]>
Можно выделить по крайней мере девять основных форм геральдических щитов: "варяжский", "испанский", "итальянский", "французский", "английский", "византийский", "немецкий", ромбический, квадратный. Однако эти "национальные" названия являются чисто условными, а в описании герба форма щита вообще не упоминается. Самым удобным с точки зрения свободного места является так называемый французский щит, предоставляющий, по сравнению со щитами более сложных форм, максимальную площадь для заполнения. Этот щит уже давно применяется в геральдике как основной.
Геральдические цвета разделяются на металлы, меха и финифти (эмали или тинктуры). В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей. Первоначально было только четыре цвета - красный, синий, черный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зеленый, желтый и пурпурный. Желтый и белый, сначала независимые от золота и серебра цвета, позднее стали заменять эти два металла, и как самостоятельные уже не использовались. Особым типом геральдических цветов являются меха – горностаевый и беличий. Ограничение набора цветов в геральдике продиктовано практическими соображениями. Герб служил прежде всего военным опознавательным знаком, который должен был хорошо различаться на расстоянии. Его окраска должна была быть яркой и контрастной. Последний принцип зафиксирован в важном правиле, гласящим, что финифть может наноситься только на металл, а металл только на финифть (меха и натуральные цвета могут помещаться как на эмалях, так и на металлах).
Возможно также, что в полевых условиях, когда требовалось нанести на щит изображение герба, доступны были лишь самые простые красители, дающие основные цвета. Кроме того, такая система легче всего поддается стандартизации. Исключением из правила является случай, когда какая-либо деталь фигуры животного - когти, язык, глаза или клюв (такое животное называется вооружённым), или деталь какого-либо предмета окрашивается цветом другого типа, нежели остальное тело, и попадает на поле щита, окрашенное в цвет аналогичного типа.
В отношении особенностей применения данного важнейшего правила существуют два мнения. Одно предписывает применять правило неналожения только в ситуации, когда какая-либо фигура накладывается на поле щита, или одна фигура накладывается на другую. Однако это мнение различает понятия "наложение" и "соседство" однородных тинктур, и допускает соседство частей разделённого щита (рассечённого, пересечённого или скошенного), окрашенных однородными тинктурами. Например: щит, рассечённый на червлень и чернь, или щит, пересечённый на зелень и червлень, или щит, рассечённый на золото и серебро (герб Ватикана). Сторонники этой позиции считают что в случае разделения щита на однородные по тинктурам части правило неналожения не нарушается, хотя при этом в определённой степени страдает принцип контрастности, который и породил данное правило. Но имеются и те, кто, оберегая не только букву, но и дух правила неналожения, считают недопустимым соседство однородных тинктур.
Для того чтобы можно было отображать геральдические цвета на гравюрах, то есть в чёрно-белом изображении, с XVII века была принята система Сильвестра Петра-Санкта, так называемая шафировка. Этот итальянский герольд предложил графически отображать цвета с помощью линейной штриховки (далее эта система приводится).
Металлы
Металла два: золото и серебро. Там, где золотую или серебряную краски применить нельзя, золото изображается жёлтым цветом, а серебро белым. Графически золото показывается точками, а серебро не имеет графического эквивалента и обозначается пустым пространством.
Финифти (тинктуры,эмали)
Главных геральдических финифтей (тинктур, эмалей) пять:
Червлёнь – (красный) графически изображается вертикальными линиями. Получался смешиванием сурика и киновари.
Лазурь – (голубой) графически изображается горизонтальными линиями. Получался смешиванием кобальта и ультрамарина.
Зелень – (зелёный) графически изображается диагональными линиями геральдически справа. Получался смешиванием хрома и растительной зелени.
Пурпур – (пурпурный) графически изображается диагональными линиями геральдически слева. Получался смешиванием кармина и розового лака.
Пурпур, редко применяемый в геральдике цвет, изображался лиловым и лилово-красным, тёмно-синим и другими оттенками синего. Это связано с тем, что натуральную пурпурную краску добывали из двух разных видов раковин в Средиземном море. Один давал тёмный, фиолетовый оттенок, а другой, так называемый тирский пурпур - огненно-красный.
Чёрнь – (чёрный) графически изображается пересекающимися горизонтальными и вертикальными линиями. Наносился жжёной слоновой костью. Французское название этого цвета "sable" указывает на его происхождение от черного собольего меха, распространенного на Востоке и в эпоху Крестовых походов попавшего в Европу.

Меха два: горностаевый и беличий. Традиция использовать в геральдике меха происходит, вероятно, от древнего обычая обивать щиты мехом животных. Горностаевый мех условно изображается в виде чёрных крестиков (крапинок), уширенных к низу, на серебряном поле, или более натуралистично: чёрными хвостиками на серебряном поле с текстурой меха. Горностаевый мех бывает четырёх видов: "ermine" - белая область с чёрными крапинками; "ermines" - чёрная область с белыми крапинками (противогорностаевый); "erminois" - золотая область с чёрными крапинками. Имеется также "pean" (кожа) - изображаемый чёрной областью с золотыми крапинками. Беличий мех или мех голубой белки условно изображается белыми и голубыми шлемовидными фигурами, расположенными попеременно (это объясняется особенностью расцветки белки, мех которой был серо-голубым на спине и белым на брюшке, так что, когда шкурки сшивались, тёмный мех чередовался с белым). Беличий мех, как и горностаевый, может быть противобеличьим, и показываться обратной (негативной) расцветкой. Разновидность беличьего меха, встречающаяся только в английской геральдике - "potent", (по аналогии с особым типом геральдической линии его можно назвать крюковидным) который изображается не щитообразными, а Т-образными чередующимися фигурами.

Типы мехов:

]]> Изображение ]]> ]]> Изображение ]]> ]]> Изображение ]]>

Самые распространённые меха - простые горностаевый (ermine) и беличий (vair). За исключением "potent", разновидности беличьего меха редки, так же, как и "papellone" (чешуя) и "plumete" (перья). Русская геральдика использует только два меха - горностаевый и беличий (включая их "негативные" варианты).
* Русская геральдика использует только два меха - горностаевый и беличий (включая их "негативные" варианты).

Символика цветов
Поскольку нет жёсткой системы, способной помешать каждому желающему вкладывать в геральдические цвета какой угодно смысл, вполне естественно, что существует множество разнообразных толкований, предлагаемых разными источниками.
Золото - король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.
Серебро - символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.
Червлёнь - символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.
Лазурь - символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.
Зелень - символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую трав.
Пурпур - символизирует благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.
Чёрнь - символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.
Но символическое толкование геральдических цветов уместно только тогда, когда заранее известно, что составитель герба вложил смысл в его расцветку. В противном случае есть опасность очень далеко зайти, пытаясь обнаружить скрытый смысл там, где его нет. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве гербов цвет выбирается не в соответствии с его символическим значением, а в соответствии с эстетическими принципами составления композиции.
Мех, в соответствии со средневековыми нормами, мог использоваться только королевскими и дворянскими семействами в знак их исключительности и превосходства (в наши дни горностаевая шуба у привилегированных членов общества выполняет ту же функцию), однако сейчас это правило немного демократизировалось.

Пока всё. В следующей лекции я расскажу о фигурах. Геральдических и негеральдических. О фигурах можно рассуждать и рассказывать долго. Но я ограничусь всё же основными понятиями.
  • 0
С "крымнашистами" не общаюсь. Нервы дороже.

Самураї - то японські козаки, але якісь дуже знервовані.

Не суй в ствол всяку каку (заповедь эйрганнера).
___________________________________________________________________________________________________
Почётный СiЧовий герольд.

#2 Bestt

Bestt

    СiЧовий герольд

  • Старшина
  • 4 065 сообщений
  • Откуда:Кривий Ріг, <<Бельгія>>
  • Прозвище:Ван Деникс
  • Награды:
  • Создатель:Ogniem i Mieczem:TW
Регистрация: 26.апр.06
Слава: 360

Отправлено 29 Май 2006 - 10:47

Лекция 2

Фигуры в геральдике

Фигуры в геральдике бывают геральдические и негеральдические. Геральдические делятся на почетные и простые.

Геральдические фигуры.
Почетные:
глава, столб, пояс, перевязь, оконечность, стропило, кайма, щиток, вольная часть и кресты. Почетная геральдическая фигура обычно (но не обязательно) занимает одну третью часть площади щита и может быть самостоятельной или в сочетании с другими фигурами.
]]> Изображение ]]> ]]> Изображение ]]>
Кресты. Отдельная история. Геральдический крест образуется комбинацией пояса и столба. В его простой форме он помещается в центре щита, каждой перекладиной касаясь одного из краев щита. Крест дал больше вариантов и разновидностей, чем какая-либо другая геральдическая фигура. Некоторые исследователи говорят, что существует более 30 вариантов, другие – более 50. Я же приведу пока три варианта креста: прямой, косой и вилообразный.
]]> Изображение ]]>
Вилообразный крест также может быть опрокинутым.

Из числа почетных фигур – глава, вольная часть, щиток и оконечность не могут быть повторены в щите, а также повышены или понижены.
Все почетные фигуры, за исключением щитка и внутренней каймы должны касаться краев щита, иначе они будут свободными или укороченными.
Хотя все эти фигуры ограничены прямыми линиями, иногда эти прямые линии могут быть ломаными или кривыми. Тогда они получают особые названия. Например, они могут быть волнообразными (волнистыми), зубчатыми, ступенчатыми и т.п.
]]> Изображение ]]>
Простые:
По своей форме простые фигуры делятся на треугольные – острие, клин; четырехугольные – квадрат, брусок, гонт, ромб (веретено); круглые – круг, монета, шар, полукружие; и условные – ламбель (титло). Отличие монеты от шара – монета изображается металлическим кружком, шар – финифтяным.

Здесь представлены некоторые из простых геральдических фигур. Особое внимание хочу уделить ламбелю. Или как его еще называю в русской геральдике «турнирный воротник». Эта фигура, будучи помещена в герб обозначает линию младшего поколения рода. Это касается в основном английской геральдики.
]]> Изображение ]]>
Негеральдические фигуры.

Все прочие фигуры, встречающиеся в гербах, являются негеральдическими, хотя иные не встретить нигде, кроме как на гербах. Все негеральдические фигуры делятся на естественные, искусственные и легендарные или фантастические. К естественным относятся изображения человека, животных, птиц, рыб, растений, стихий, рек, гор и т.п. Т.е. всё, что встречается (встречалось) в природе, Искусственные – разнообразные предметы, созданные человеком: орудия труда, корабли, музыкальные инструменты. И конечно же оружие. Легендарные – пожалуй самые загадочные. Здесь и пегас и грифон и драконы. А также единорог, кентавр, змий, саламандра и другие. Я бы отнес сюда еще и двуглавого орла.

Среди животных самым распространенным символом является лев. Лев – царь зверей и король геральдики. Здесь есть одна особенность. Лев называется львом только тогда, когда он изображен стоящим на задних лапах с головой в профиль. Ежели это животное шествует на четырех лапах и при этом голова повернута в фас, то называется оно леопардом. Если лев стоит на задних лапах и голова повернута в фас, то он называется львиным леопардом. Равно как и если у леопарда (животного шествующего на четырех лапах) голова повернута в профиль, то такое животное называется леопардовым львом.
Примеры:
Слева - герб герцогства Брабантского (впоследствии ставший гербом всей Бельгии) – золотой восстающий лев на черном поле.
Справа – леопардовые львы Шлезвига.
]]> Изображение ]]>

Пока всё. В следующей лекции поговорим о способах разделения щита и особенностях блазонирования.
  • 0
С "крымнашистами" не общаюсь. Нервы дороже.

Самураї - то японські козаки, але якісь дуже знервовані.

Не суй в ствол всяку каку (заповедь эйрганнера).
___________________________________________________________________________________________________
Почётный СiЧовий герольд.

#3 Bestt

Bestt

    СiЧовий герольд

  • Старшина
  • 4 065 сообщений
  • Откуда:Кривий Ріг, <<Бельгія>>
  • Прозвище:Ван Деникс
  • Награды:
  • Создатель:Ogniem i Mieczem:TW
Регистрация: 26.апр.06
Слава: 360

Отправлено 29 Май 2006 - 16:41

Да, кстати. Если есть у кого вопросы, то задавайте. Здесь ведь не только лекции будут.
  • 0
С "крымнашистами" не общаюсь. Нервы дороже.

Самураї - то японські козаки, але якісь дуже знервовані.

Не суй в ствол всяку каку (заповедь эйрганнера).
___________________________________________________________________________________________________
Почётный СiЧовий герольд.

#4 Тихий волк

Тихий волк

    Козак

  • Шляхта
  • 257 сообщений
  • Откуда:Киев
  • Прозвище:Зверь
  • Награды:
Регистрация: 24.май.06
Слава: 18

Отправлено 29 Май 2006 - 19:00

Вопросы следующего плана1) принципиальная разница между почетными и непочетнимы фогурами только в том, что почетные касаются двух противоположные граней щита или в чем то еще??? Или тут как с названиями щитом - чисто историческая разница??) приведи пример леопарда и леопардового льва с повернутой в профиль головой так чтобы закрепить .......
  • 0
Расстояние от Земли до Солнца равно 150 миллиардам шагов... Ни вёрст или километров., а именно шагов....

Не заменит солнца свет свет от тысячи свечей.....

Волки в основном скаляться, даже когда улыбаются

"НИкто не любит полуночного клоуна" (с)С.Кинг "История Лизи"

#5 Bestt

Bestt

    СiЧовий герольд

  • Старшина
  • 4 065 сообщений
  • Откуда:Кривий Ріг, <<Бельгія>>
  • Прозвище:Ван Деникс
  • Награды:
  • Создатель:Ogniem i Mieczem:TW
Регистрация: 26.апр.06
Слава: 360

Отправлено 30 Май 2006 - 11:56

Спасибо за вопросы. Отвечу на первый:Эта терминология нужна только для условной классификации и в блазонировании никогда не используется.Дело в том, что почетные геральдические фигуры имеют определённые размеры, положение в щите и названия. Почётные фигуры занимают примерно треть площади щита, но рекомендуется использовать следующую пропорцию: ширина почётной фигуры должна составлять 2/7 ширины щита.Простые фигуры произошли из почётных путём их уменьшения, урезания, удвоения, утроения и т.д. Они могут располагаться по направлениям почётных фигур, то есть в столб, в пояс, в крест и так далее, и помещаться на почётных фигурах. Например на столбе (почетной фигуре) может помещатся гонт (простая фигура).На второй:Картинки немного неудобно здесь размещать. Просто представь, что в гербе Брабанта (слева) лев не повернул голову в профиль, а смотрит на тебя. Это львиный леопард. А в гербе Шлезвига (справа) животные также смотрят на тебя. Это леопарды.ЗЫ Помнишь герб Ричарда Львиное Сердце? Вот там как раз три леопарда.

Сообщение отредактировал Bestt: 30 Май 2006 - 11:58

  • 0
С "крымнашистами" не общаюсь. Нервы дороже.

Самураї - то японські козаки, але якісь дуже знервовані.

Не суй в ствол всяку каку (заповедь эйрганнера).
___________________________________________________________________________________________________
Почётный СiЧовий герольд.

#6 Тихий волк

Тихий волк

    Козак

  • Шляхта
  • 257 сообщений
  • Откуда:Киев
  • Прозвище:Зверь
  • Награды:
Регистрация: 24.май.06
Слава: 18

Отправлено 30 Май 2006 - 11:59

тоесть, если я правильно понял относительно фигур - почетные фигуры "как бы" основные и появились первыми (исторически), а (непочетные в свою очередь) поличены уменьшением исходных.со львами и леопардами фсё понятно. больше вопросов до следующей лекции пока не предвидиться.Ага, исчо такой вопрос относительно зверей - что какой зверь обозначает?? со львами всё понятно (с леопардами и леопардовыыми львами тоже вроди, если они обозначают тоже, только название разное из-за расположения на щите). А вот например, если помнишь эмблему Queen, выполненую в форме герба, так там кроме львиных леопардов ещё эльфы или феи.....

Сообщение отредактировал Pennywise: 30 Май 2006 - 12:02

  • 0
Расстояние от Земли до Солнца равно 150 миллиардам шагов... Ни вёрст или километров., а именно шагов....

Не заменит солнца свет свет от тысячи свечей.....

Волки в основном скаляться, даже когда улыбаются

"НИкто не любит полуночного клоуна" (с)С.Кинг "История Лизи"

#7 Bestt

Bestt

    СiЧовий герольд

  • Старшина
  • 4 065 сообщений
  • Откуда:Кривий Ріг, <<Бельгія>>
  • Прозвище:Ван Деникс
  • Награды:
  • Создатель:Ogniem i Mieczem:TW
Регистрация: 26.апр.06
Слава: 360

Отправлено 30 Май 2006 - 12:05

Можно сказать и так. Геральдика ведь тоже постепенно развивалась. И вначале была достаточно "примитивна". Т.е. наносили на щиты какие-то опознавательные знаки, чтоб не поубивать друг-друга в запале сражения.
  • 0
С "крымнашистами" не общаюсь. Нервы дороже.

Самураї - то японські козаки, але якісь дуже знервовані.

Не суй в ствол всяку каку (заповедь эйрганнера).
___________________________________________________________________________________________________
Почётный СiЧовий герольд.

#8 Bestt

Bestt

    СiЧовий герольд

  • Старшина
  • 4 065 сообщений
  • Откуда:Кривий Ріг, <<Бельгія>>
  • Прозвище:Ван Деникс
  • Награды:
  • Создатель:Ogniem i Mieczem:TW
Регистрация: 26.апр.06
Слава: 360

Отправлено 30 Май 2006 - 17:14

to Pennywise
Про геральдический бестиарий расскажу попозже. Как говорится, всё по-порядку.
  • 0
С "крымнашистами" не общаюсь. Нервы дороже.

Самураї - то японські козаки, але якісь дуже знервовані.

Не суй в ствол всяку каку (заповедь эйрганнера).
___________________________________________________________________________________________________
Почётный СiЧовий герольд.

#9 Bestt

Bestt

    СiЧовий герольд

  • Старшина
  • 4 065 сообщений
  • Откуда:Кривий Ріг, <<Бельгія>>
  • Прозвище:Ван Деникс
  • Награды:
  • Создатель:Ogniem i Mieczem:TW
Регистрация: 26.апр.06
Слава: 360

Отправлено 05 Июнь 2006 - 12:32

Лекция 3
Часть 1-я
РАЗДЕЛЕНИЕ ЩИТА И ОСОБЕННОСТИ БЛАЗОНИРОВАНИЯ

Надо сказать, что большинство вариантов разделения щита, которым здесь уделяется так много внимания, используется в современной геральдике редко (кроме, конечно, самых основных), а в российской геральдике – ещё реже. Но подробно рассмотреть этот раздел необходимо, чтобы лучше понять логические и эстетические принципы геральдики.

ДЕЛЕНИЕ ЩИТА
В геральдике правая и левая стороны щита определяются не с точки зрения человека, смотрящего на щит, а с точки зрения человека, стоящего за щитом, или воина, держащего его в руке. Таким бразом, левая часть щита на рисунке, обращённая к правой руке воина, считается правой, а правая часть, обращённая к левой руке (которая держит щит) считается левой. Поэтому, когда речь идёт об ориентации элементов герба, например фигуры льва, указывается, что фигура повёрнута геральдически вправо (или геральдически влево), или просто в большинстве случаев вправо или влево. Всегда, когда речь идёт об ориентации в щите и указывается "право" или "лево", имеется в виду геральдическая ориентация. Чтобы точно определить, в какой части щита расположен та или иная фигура, следует различать следующие точки или области щита, показанные на рисунке.
]]> Изображение ]]>
А - Правая сторона щита
Б - Левая сторона щита
В - Глава
Г - Основание или оконечность
Д - Правый верхний угол
Е - Левый верхний угол
Ж - Средняя часть главы
З - Правый нижний угол
И - Левый нижний угол
К - Средняя часть основания
Л - Центр или Сердце щита

Часто щит бывает разделён на две и более частей. Этот принцип называется делением щита и предполагает, что щит может быть разделён прямыми или фигурными линиями, выходящими из строго определённых точек щита и идущими в определённых направлениях. Линия деления может быть единственной или таких линий может быть много, но все они должны быть проведены пропорционально. Вертикальные и горизонтальные линии должны проводиться на равном расстоянии от краёв щита, а диагональные линии – на равном расстоянии от его углов.

Простые истинные деления
Четыре главных деления щита выглядят так:
]]> Изображение ]]>
Часто щит имеет неправильную, закругленную, а не четырехугольную форму, однако верхний угол даже в сложной форме щита определить можно, даже если он лежит за пределами контура щита. Из этой точки и следует проводить линию. Иногда щиты изображаются не только сложными по форме, но и немного вогнутыми, вследствие чего и разделительные линии приобретают изогнутую форму. Но в любом случае линия скошения должна проходить через центр щита.Эти четыре главных деления называются простыми делениями щита. Однако существует множество других способов делить щит, используя несколько разделительных линий сразу и комбинируя линии разных направлений. Такие деления называются составными. Два самых распространённых из них - четверочастные разделения щита.

Составные истинные деления
]]> Изображение ]]>
Трёхчастное деление щита

При блазонировании трёхчастного щита важное значение имеет порядок упоминания направления деления. В соответствии с принятой иерархией сначала называется то, что справа или (если ничего нет справа) сверху. При воссоздании герба по описанию первым проводится то разделение, которое упомянуто первым. Такой порядок позволяет избежать перегрузки текста блазона указаниями справа, слева, сверху, снизу. При блазонировании трёхчастных щитов, разделённых скошениями и полускошениями (кроме двух типов, относящихся к этому же роду - прямого и опрокинутого вилообразного, рис. 1 и 2), важно обратить внимание на следующее обстоятельство: полускошения, оказавшиеся в нижней части щита, называются не по исходной точке (справа или слева), т.е. сверху вниз, а по направлению снизу вверх: вправо и влево (рис. 8 и 9). Принцип очерёдности упоминания в блазоне цветов полей трёхчастного щита объясняется далее.
]]> Изображение ]]>
Прежде, чем перейти к рассмотрению других типов составных делений, мы должны
сначала показать, как описываются (блазонируются) разделённые щиты.

БЛАЗОНИРОВАНИЕ РАЗДЕЛЁННОГО ЩИТА
Общий взгляд

Блазонирование всегда должно быть составлено максимально кратко но и как можно более точно, чтобы по одному только словесному описанию можно было сделать рисунок описываемого герба или представить его себе мысленно. В Средние века словесное описание (устное или записанное в книге без иллюстраций) было единственным способом зафиксировать герб в памяти или документе, так как далеко не всегда была возможность присовокупить к словесному описанию рисунок. Для этого в Западной Европе герольдами был выработан специальный геральдический язык – блазон, призванный с помощью особых терминов описать любой герб максимально точно и притом коротко. Сейчас, благодаря достижениям полиграфии, почти всегда можно сопроводить рассказ о гербе цветным рисунком, поэтому важность описания отошла на второй план. В Россию геральдика пришла с многовековым опозданием, да и то как заимствованное культурное явление, а не как основанная на долгой практике традиция. Поэтому и специальный геральдический язык в российской геральдике не успел выработаться полностью – в этом не было нужды. Побочный эффект этого обстоятельства мы наблюдаем сегодня, когда появляются гербы, которые вообще невозможно точно описать не только специальными геральдическими терминами, но и даже простым русским языком – в таких случаях разъяснительная функция возлагается на прилагаемую картинку, ибо без такой иллюстрации никто не сможет не только воспроизвести герб по словесному описанию, но часто даже не сумеет его себе ясно представить. Однако с точки зрения геральдической традиции герб, который не может быть точно и внятно описан посредством ограниченного набора специальных терминов, гербом не является, или является неграмотным, неправильным гербом. Английский, французский и немецкий блазоны выверены временем, отточены и лаконичны. Эти специальные языки позволят описывать любой герб гораздо короче, чем это может русский язык, хотя бы и с использованием особой терминологии. Но в целом можно сказать, что российская геральдика всё же располагает весьма неплохой геральдической терминологией, которая, однако, не может быть столь же краткой, как и классическая западно-европейская, в силу структурных особенностей самого русского языка. Из-за этих особенностей мы не можем, в частности, отказаться от пунктуации в тексте блазона, как это предписывает английская традиция, но должны всё же заботиться о лаконичности, избегать в описании тавтологии и многократного повторения одних и тех же терминов. Вместе с тем забота о краткости блазона никогда не должна превозмогать заботу о его точности. Точность – главное в описании герба, и во имя точности иногда необходимо жертвовать краткостью.

Особенности блазонирования разделённого щита

В отличие от английского блазона, российский геральдический язык подсчитывает не число полос, образованных разделительными линиями, а число самих разделительных линий. Поэтому, если щит разделён, например, на четыре части, указывается, что это щит, трижды рассечённый, трижды пересечённый или трижды скошенный (слева или справа). Затем следует упоминание цветов, в которые окрашены получившиеся части. Не надо отдельно описывать каждую такую часть - достаточно просто назвать сначала один, а потом другой цвет (если разделённый щит окрашен двумя тинктурами, как это чаще всего бывает). Например: щит, трижды рассечённый на
лазурь и серебро. При этом важно следовать следующему принципу:
]]> Изображение ]]>
Здесь можно видеть, что наибольшую сложность для блазонирования представляют собою сложно разделённые щиты. Какой цвет называть первым в таких случаях, с какого участка щита начинать отсчёт? Начинать опять нужно с правого верхнего угла щита. Но часто бывает (например, в случае ромбовидно разделённых щитов), что этот угол разделён диагонально на две части. Из этих двух половин главная та, что находится сверху, или прилегает к верхнему краю щита. Когда нужно блазонировать такой сложный щит (или когда нужно раскрасить новый), мы сначала делим щит на четверти. Потом мы выбираем первую четверть щита, и мысленно скашиваем её справа, не взирая на то, как она разделена в действительности. После этого мы получаем точное указание на участок, с которого надо начинать отсчёт – то есть, как и в случае с простым скошением справа, первым называется тот цвет, что сверху. Этот принцип можно проиллюстрировать следующей схемой:
]]> Изображение ]]>
Ещё большую трудность могут доставить нестандартные щиты, окрашенные в несколько цветов, например, шит, трижды скошенный справа, но окрашенный не двумя, а четырьмя тинктурами. Такой щит приходится – вопреки очевидной логике – описывать с середины, а потом возвращаться к этому месту через верх. Но у геральдики своя логика:
]]> Изображение ]]>
Соответственно иерархии направлений деления щита и частей щита описываются и щиты, разделённые на три части. В первых двух приведённых примерах вертикальная линия, доходящая только до центра щита, описывается как полурассечение. В первом случае полурассечение упоминается сначала, так как находится в первоочерёдной верхней части щита, а во втором случае - после пересечения, так разделяет нижнюю, вторую по важности часть щита. В третьем и четвёртом примерах для простоты целесообразно использовать термин вилообразное деление (прямое и опрокинутое), хотя это деление представляет собою сочетание полускошений справа и слева с полурассечением (рис. 3) и полурассечения с полускошениями вправо и влево (рис. 4).
]]> Изображение ]]>
Вообще же всегда отдаётся предпочтение правому над левым и верхнему над нижним. При этом рассечение главнее пересечения, рассечение и пересечение главнее обоих скошений, а правое скошение главнее левого. Всё это, разумеется, относится именно к делениям щита, то есть к областям, полученным в результате рассечения, пересечения, скошения щита или комбинацией этих делений. Деления не следует путать с главными гербовыми фигурами, при блазонировании которых действуют свои правила. Строго говоря, нет никакой разницы между, например, серебряным столбом в червлёном поле и дважды рассечённым на червлень и серебро щитом. Или между серебряным поясом в червлёном поле и дважды пересечённом на червлень и серебро щитом. То же - в случаях с перевязью и двойным скошением. Однако простые деления щита отличаются от главных геральдических фигур тем, что первые всегда образуют равное число вертикальных, горизонтальных и диагональных полос каждого цвета. Щит, рассечённый, пересечённый или скошенный дважды, в действительности всегда является щитом, несущим, соответственно, столб, пояс или перевязь. То же относится и ко всем щитам, разделённым чётное количество раз. Любое чётное число рассечений, пересечений или скошений всегда образует не полосы, а столбы, пояса и перевязи в соответствующем количестве. Полосы, не являющиеся геральдическими фигурами, образуются только при нечётном числе рассечений, пересечений или
скошений. Например, щит, "четырежды рассечённый на золото и чернь", в действительности должен читаться как "два чёрных столба в золотом поле".

Сообщение отредактировал Bestt: 05 Июнь 2006 - 12:36

  • 0
С "крымнашистами" не общаюсь. Нервы дороже.

Самураї - то японські козаки, але якісь дуже знервовані.

Не суй в ствол всяку каку (заповедь эйрганнера).
___________________________________________________________________________________________________
Почётный СiЧовий герольд.

#10 Bestt

Bestt

    СiЧовий герольд

  • Старшина
  • 4 065 сообщений
  • Откуда:Кривий Ріг, <<Бельгія>>
  • Прозвище:Ван Деникс
  • Награды:
  • Создатель:Ogniem i Mieczem:TW
Регистрация: 26.апр.06
Слава: 360

Отправлено 05 Июнь 2006 - 12:33

Часть 2-я
Составные истинные деления (примеры)
Деления, разделяющие щит на равное количество полей каждого цвета, называются истинными. Вот, как выглядят основные типы таких делений щита:
]]> Изображение ]]>

]]> Изображение ]]>

]]> Изображение ]]>

]]> Изображение ]]>
Деления могут быть произведены не прямыми, а дугообразными линиями:
]]> Изображение ]]>

К более редким, но весьма оригинальным, характерным для немецкой геральдики являются следующие деления:

]]> Изображение ]]>

Неистинные деления

Неистинными делениями называются такие, которые делят щит на неравные по площади части:
]]> Изображение ]]>

]]> Изображение ]]>

Деление вогнутым остриём
Существует также ещё один способ сложного разделения щита: с помощью вогнутого острия – простого, опрокинутого и прижатого. Основное деление получается проведением из центра верхнего края щита к обоим нижним углам двух вогнутых линий. Образовавшаяся в результате треугольная область может, с одной стороны, считаться выделенной цветом частью поля щита, а с
другой стороны – второстепенной геральдической фигурой (вогнутым остриём). Французская геральдика придерживается первой точки зрения, немецкая – второй. В любом случае получается разновидность трёхчастного деления, позволяющая заполнить каждую из трёх частей собственным, независимым от остальных двух, содержанием. Поле щита, в котором находится вогнутое остриё, не всегда бывает одного цвета: часто оно разделяется на две или четыре части рассечением и пересечением. В этих случаях вогнутое остриё оказывается наложенным на многочастное поле, причём иногда цвет треугольной области совпадает по роду с цветом одной из двух других частей. Однако геральдическое правило цветов при этом не нарушается. Описание герба составляется в зависимости от точки зрения, ибо нет никакой фактической разницы между щитом с вогнутым остриём и щитом, разделённом на части по линии того же острия – независимо от способа блазонирования, поле размечается одним и тем же способом. Тем не менее русская геральдика определяет эту треугольную область особой формы как фигуру , поэтому во всех случаях, в какой бы композиции и в каком бы виде ни применялось вогнутое остриё, оно должно блазонироваться как фигура, причём сначала (но после описания основного разделения самого щита) упоминается остриё, а потом уже содержимое частей многочастного поля, на которое наложено это остриё (см. ниже рис. 7).
]]> Изображение ]]>

Сообщение отредактировал Bestt: 05 Июнь 2006 - 12:37

  • 0
С "крымнашистами" не общаюсь. Нервы дороже.

Самураї - то японські козаки, але якісь дуже знервовані.

Не суй в ствол всяку каку (заповедь эйрганнера).
___________________________________________________________________________________________________
Почётный СiЧовий герольд.




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Total War: WARHAMMER

Мы ждали, мы верили. И наша вера была вознаграждена! Анонс Total War: WARHAMMER состоялся! Скептики были посрамлены, а вахоманы возликовали! Но разработчики на форумах успели уже рассказать немало подробностей. Во первых стало известно? что это будет не одна игра, а трилогия сдобренная целым сомном аддонов и дополнительного платного и бесплатного контента. Во-вторых фракций будет только четыре (Империя Сигмара, Зеленокожие, Гномы и Графы-Вампиры) но обещают сделать их максимально проработанными, богатыми на юниты и реально отличающимися друг от друга по геймплею. В третьих - главы фракций теперь не просто генералы которых не жалко потерять в бою. Теперь это Легендарные Лорды (Карл Франц, Гримгор, Торгрим и Маннфрэд фон Карштайн), герои со уникальным оружием, верховым животным, шмотками и набором квестов. Еще обещают такие новинки как летающие юниты, магию, танки, пушки и мущкеты... в общем вкуснятинка! В общем ждем больше информации и надеемся, что игра станет прорывом в серии.

Ну а апологетам историчности спешим успокоить - над Вархаммер трудится отдельная команда. Исторические игры Тотал Вар производство фэнтэзийной игры не тормозит.

Подробней о Total War: WARHAMMER

Total War: Attila

Анонс Total War: Attila с одной стороны немало удивил нас, а с другой еще раз доказал, что СА идет проторенной дорожкой. Ведь Аттила по сути это сиквэл аддона "Вторжение варваров" для Рима 1. Правда на этот раз они не стали скромничать и назвали его "новой игрой". Ок, мы не будем спорить. Отдельная игра про нашествие варварских племен на цивилизации античного мира - это прекрасно. Нужно отметиьт что разработчики действительно поработали на славу. По мнению большинства игроков, Аттила действительно оказался достойным продуктом, позволившим окунутся в мрачные эпохи.

Подробней о Total War: Attila Часть 1 и Часть 2

Total War: Rome 2

Анонс Rome II Total War состоялся 2 июля и это вызвало настоящую бурю восторга нашего сообщества! Настолько люди истосковались по рукопашному бою и легионерам, что анонс сиквела восприняли как настоящее чудо и "сбычу мечт". Снова вести в бой скованные железной дисциплиной легионы, непоколебимых греческих гоплитов и македонских сариссофоров, топтать врагов слонами и забрасывать отрубленными головами - это ли не счастье! Но ведь новые игры Total War это еще и морские баталии. И тут уж будет море фана, ведь разработчики обещают активное взаимодействие между сухопутными и военно-морскими силами. Обоюдный обстрел между береговыми укреплениями и боевыми кораблями на рейде даст новую степень свободы "стратегосам" античного мира.

Подробней о Total War: Rome II