Господин Обер-лейтенант.
По первому вопросу -"Изначально русью назывались не вообще выходцы из Скандинавии, а одно конкретное варяжское племя. Об этом достаточно красноречиво свидетельствует ПВЛ.И греческие и арабские первоисточники этому не противоречат."
Нажмите, чтобы прочитать
1.Сначала про употребление слова -словене Нестором летописцем.
«По мнозЂхъ же временЂхъ сЂлЂ суть словени по Дунаеви, кде есть нынЂ Угорьская земля и Болгарьская. Отъ тЂхъ словенъ розидошася по земьли и прозвашася имены своими, кде сЂдше на которомъ мЂстЂ. Яко пришедше сЂдоша на рЂцЂ именемъ МоравЂ, и прозвашася морава, а друзии чесЂ нарекошася. А се ти же словЂне: хорвати бЂлии, серпь, и хутанЂ. Волохомъ бо нашедшимъ на словены на Дунайскые и сЂдшимъ в нихъ и насиляющимъ имъ, словЂне же ови пришедше и сЂдоша на ВислЂ, и прозвашася ляховЂ, а отъ тЂхъ ляховъ прозвашася поляне, ляхо†друзии лютичЂ, инии мазовшане, а инии поморяне. Такоже и тЂ же словЂне пришедше сЂдоша по Днепру и наркошася поляне, а друзии деревляне, зане сЂдоша в лЂсЂхъ; а друзии сЂдоша межи ПрипЂтью и Двиною и наркошася дреговичи; и инии сЂдоша на ДвинЂ, и наркошася полочане, рЂчькы ради, яже втечеть въ Двину, именемь Полота, отъ сея прозвашася полочанЂ.
СловЂне же сЂдоша около озера Илмера, и прозвашася своимъ именемъ и сдЂлаша городъ и нарекоша и Новъгородъ; а друзии же сЂдоша на ДеснЂ и по Семи и по СулЂ и наркошася сЂвера. И тако разидеся словенескъ языкъ, тЂмьже и прозвашася Словеньская грамота.»
Как видим, словене у него обозначают и славян вообще и конкретно племя ильменских словен.
Но в отношении славян вообще, Нестор употребляет слово- словене только в начальной, вступительной части. Где он рассказывает о расселении славян. А в основной части , говоря о текущей политике, он называет словенами только племя ильменских словен. Видимо это было обычное словоупотребление в его время.
Вот о призвании варягов.
«Идоша за море к варягомъ к руси,— сіце бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инии готе,— тако и си.»
«И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собЂ всю русь, и придоша къ словЂномъ пЂрвЂе и срубиша городъ Ладогу,»
Как видим, русь, это варяжское племя.
А вот что называлось русью во времена Нестора.
«СловЂнЂ же сЂдяху по Дунаю, ихъ же прияша угре, и морава, и чеси, и ляховЂ, и поляне, яже нынЂ зовемая русь.»
«ТЂмь же словЂньску языку есть учитель Андроникъ апостолъ: Моравы бо доходилъ и апостолъ Павелъ и училъ ту; ту бо е [сть] Илурикъ, егоже доходилъ апостолъ Павелъ, ту бо бяша словЂни пЂрвЂе. ТЂмьже словЂньску языку учитель есть Павелъ, отъ негоже языка и мы есме русь: тЂмже и намъ руси учитель есть Павелъ апостолъ, понеже училъ есть языкъ словЂнескъ, и поставилъ есть епископа и намЂстника по себЂ Андроника словЂньску языку А словЂнескъ языкъ и рускый одинъ; отъ варягъ бо прозвашася русью, а пЂрвЂе бЂша словЂне; аще и поляне звахуся, но словЂньская рЂчь бЂ. Полянми же прозвашася, занеже в полЂ сЂдяху; языкъ словЂньскый бЂ имъ единЂ.»
То есть Нестор разъясняет, что русью зовуться поляне. Так как варяжское племя русь ассимилировалось среди полян, дав им взамен своё название. Так же , как это было и у болгар.
Вот о походе Олега на Константинополь.
"В лЂто 6415. Іде Олегъ на грЂкы, Игоря остави въ КыевЂ; поя же множьство варягъ, словЂнъ, и чюди, и кривичи, и мерю, и поляны, и сЂверу, и деревляны, и радимичи, и хорваты, и дулЂбы, и тиверци, яже суть толковины: си вси звахуться Великая Скуфь."
"И рече Олегъ: «ишийте пре паволочити руси, а словЂномъ кропиинныя», и бысть тако; и повЂсиша щиты своя въ вратЂхъ, показающе побЂду, и поиде отъ Царяграда. И въспяша русь пре паволочитыЂ, а словЂне кропиинныя, и раздра я вЂтръ; и ркоша словенЂ: «имемъся своимъ толъстинамъ, не даны суть словЂномъ пре кропииныя». И приде Олегъ къ Киеву, неся золото, и паволокы, и овощи, и вина, и всяко узорочье и прозваша Ольга вЂщий: бяху бо людие погани и невЂголось."
Перевод : И сказал Олег: "Сшейте для руси паруса из паволок, а словенам копринные", - и было так. И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда. И подняла русь паруса из паволок, а словене копринные, и разодрал их ветер; и сказали словене: "Возьмем свои толстины, не даны словенам паруса из паволок". И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными.
Как видим, словене упоминаются как одно из племён. И в тоже время они(словене) чётко противопоставляются руси.
«В лЂто 6452. Игорь совокупи воя многы, варягы, и русь, и поляны, и словЂны, и кривичи, и печенЂгы ная, и тали в нихъ поемъ, поиде на грЂкы в лодьяхъ и на конехъ, хотя мстити себе.»
И при Игоре тоже- русь племя.
А вот состав войска Владимира Великого, собранное в Новгороде.
«Володимиръ же събра вои многы, варягы и словЂны, и чюдь и кривичи, и поиде на Рогъволода.»
О подавлении Владимиром Великим восстания вятичей( одни из предков русских).
«В лЂто 6490. Заратишася вятичи, и иде на ня Володимиръ, и побЂди я въторое.»
Также , чёткое противопоставление руси подвластного ей даннического племени.
«В лЂто 6492. Иде Володимиръ на радимичи. И бЂ у него воевода Волчий Хвостъ, и посла предъ собою Володимиръ Волчия Хвоста; и срЂте радимичи на рЂцЂ ПищанЂ [и] побЂди Волчий Хвостъ радимичи; тЂмъ и русь корятся радимичемъ, глаголюще: ПЂщаньци Волъчья Хвоста бЂгають. Быша же радимичи отъ рода ляховъ, и пришедше ту ся вселиша, и платять дань в руси, и повозъ везуть и до сего дне.»
Перевод: В год 6492 (984). Пошел Владимир на радимичей. Был у него воевода Волчий Хвост; и послал Владимир Волчьего Хвоста вперед себя, и встретил тот радимичей на реке Пищане, и победил радимичей Волчий Хвост. Оттого и дразнят русь радимичей, говоря: "Пищанцы от волчьего хвоста бегают". Были же радимичи от рода ляхов, пришли и поселились тут и платят дань руси, повоз везут и доныне.
Как видим , русь насмехается над радимичами. И радимичи платят дань руси и во времена Нестора.
После смерти Владимира Великого. Ярослав был в Новгороде.
«Ярославу же не вЂдущю отни смерти, Варязи бяху мнози у Ярослава, и насилье творяху. Новгородьцемь. И вьставше на нь новгородьци, избиша варягы вь дворЂхъ Пронихъ, и разгнЂвася Ярославъ, и шедъ на Рокъмъ, и сЂдЂ вь дворЂ; и пославъ к новьгородьцемь, и рече: «уже мнЂ сихъ не кресити». И позва къ собЂ нарочитая мужа, иже бяху исьсЂкли варяги; и облъсти ихъ и исЂче [1000].»
«И собра Ярославъ варягъ тысящю, а прочихъ вой 40 тысящь, и поиде на Святополка,»
А вот состав войска Святополка.
«слышавъ же се Святополкъ идуща Ярослава, и пристрои бещисла вои, руси и печенЂгъ, и изиде противу Любчю,»
Как видим, в войске Святополка русь есть, а в войске Ярослава руси нет.
Вот также состав армии, где видно чёткое разделение племени руси и племени словен.
«В лЂто 6526. Поиде Болеславъ сь Святополкомъ на Ярослава с ляхы; Ярославъ же множество совокупи руси, варягы, словены, поиде противу Болеславу и Святополку, и приде Велыню, и сташа оба полъ рЂкы Буга.»
Также.
« Иде Ярославъ к Новугороду, посади сына своего Володимира в НовЂгородЂ, епископа постави Жидяту; и в то время родися Ярославу сынъ и нарекоша имя ему Вячеславъ. И Ярославу же сущу в НовЂгородЂ, и приде ему вЂсть, яко печенЂзЂ обьемъ стоять Кыевъ. Ярославъ же собравъ воя многы, варягы и словены, и прииде Кыеву и вьниде вь градъ свой. И бЂ же печенЂгъ бещисла. Ярославъ же выступи из града, исполчи дружину и постави варягы посредЂ, а на правЂй странЂ кыяны, а на лЂвемъ крилЂ новгородцЂ.»
Видим, что слово- словене, синонимично новгородцам.
Текст Руськой Правды, которую Ярослав Мудрый дал новгородцам.
« Ажь оубьєть моужь моужа то мьстити братоу брата любо отцю любо сыноу любо браточадоу любо братню сынови оже ли не боудеть кто єго мьстя то положити за головоу 80 гривенъ аче боудеть княжь моужь или тивоуна княжя аче ли боудеть роусинъ любо гридь любо коупець любо тивоунъ боярескъ любо мечникъ любо изгои любо словенинъ то 40 гривенъ положити за нь»
И тут видим противопоставление русина словенину.
Таким образом мы видим, что русь чётко отделялась от других племён.
2.
В российской историографии,чтобы привязать русь к России, приводят вот это ,последнее проедложение,из этого отрывка:
«В лЂто 6370. И изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани, и почата сами в собЂ володЂти; и не бЂ в нихъ правды, и въста родъ на родъ, и быша усобицЂ в нихъ, и воевати сами на ся почаша. И ркоша: «поищемъ сами в собЂ князя, иже бы володЂлъ нами и рядилъ по ряду, по праву». Идоша за море к варягомъ к руси,— сіце бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инии готе,— тако и си. Ркоша русь чюдь, словенЂ, кривичи и всь: «земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нЂтъ; да поидете княжить и володЂть нами». И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собЂ всю русь, и придоша къ словЂномъ пЂрвЂе и срубиша городъ Ладогу, и сЂде старЂйший в ЛадозЂ Рюрикъ, а другий Синеусъ на БЂлЂозерЂ, а третЂй Труворъ въ ИзборьсцЂ. И отъ тЂхъ варягъ прозвася Руская земля.»
И истолковуют это предложение так,как будто в нём сказано,что Руской землёй названа будущая Новгородская земля. Однако,в этом предложение не сказано,какая именно земля прозвалась Руськой.
Когда Нестор в начале 12 в. писал этот текст, он исходил из того , что всем и так известно,какой регион называется Руськой землёй. А из текста Повести Временных Лет видно , что во времена Нестора Руськой землёй называлась нынешняя Центральная Украина.
Таким образом фразу Нестора : «И отъ тЂхъ варягъ прозвася Руская земля.», ником образом нельзя отнести на счёт Новгородской земли или вообще територии будущей России.
Ещё, часто в российской историографии приводят иэ этого отрывка:
«И сЂде Олегъ княжа в КыевЂ, и рече Олегъ: «се буди мати городомъ рускымъ». И бЂша у него словЂни и варязи, и прочии прозвашася русью. Се же Олегъ нача городы ставить; и устави дани словЂномъ, и кривичемъ, и мерямъ; и устави варягомъ дань даяти отъ Новагорода 300 гривенъ на лЂто, мира дЂля, еже до смерти Ярославли даяше Варягомъ." ,предложение :
« И бЂша у него СловЂни и Варязи, и прочии прозвашася русью.» .
И говорят- смотрите, вот Нестор пишет как появилась Русь, что звалось Русью. Однако, что изначально звалось русью, Нестор уже написал :
«Идоша за море к варягомъ к руси,— сіце бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инии готе,— тако и си.»
Тоесть, что изначально русь, это варяжское племя. А позже, по словам Нестора, русью называются поляне:
«СловЂнЂ же сЂдяху по Дунаю, ихъ же прияша угре, и морава, и чеси, и ляховЂ, и поляне, яже нынЂ зовемая русь.»
Поэтому , фразу: « И бЂша у него словЂни и варязи, и прочии прозвашася русью.» , следует понимать как то, что пришедшие в Польскую землю ,в войске Олега представители других племён- тоесть не русь, там-в Польской земле, стали называться также русью. Видимо это те из других племён, кто не вернулись назад и осели среди полян .И их ассимиляция проявилась ,в том числе и в принятии на себя местного этнонима. Поскольку среди полян жила уже не часть руси, а и вторая часть этого племени , из земли ильменских словен перебралась к соплеменникам в Польскую землю. И именно поэтому земля полян получила название Руськой земли.А сами поляне, по мере ассимиляции среди них варяжской руси, получили племенное название этих варягов.
Также в российской историографии принято данный отрывок из ПВЛ:
«Се бо токмо словЂнескъ языкъ въ Русі: поляне, деревляне, новъгородьци, полочане, дьрьговичи, сЂверо, бужане, зань сЂдять по Бугу, послЂ же волыняне. І се суть инии языцЂ, иже дань дають руси: чюдь, весь, меря, мурома, черемись, мордва, пЂрмь, печера, ямь, литва, зимЂгола, корсь, норома, либь; си суть свой языкъ имуще, отъ колЂна Афетова, иже живуть на странахъ полунощныхъ.»
Трактовать как «учение» о том, что все славаянские племена Киевской империи составляют собой «древнерусскую народность».
Однако, Нестор написал лишь то, что в Руси в политическом смысле (тоесть в Киевской империи), к славянскому языку принадлежат вот такие племена. А другие племена говорят на неславянском языке. Только и всего.
А то, что в данном отрывке Нестор употребляет слово-русь, в политическом смысле,(как всё, что входит в государстово руси) мы видим из того , что в целом в ПВЛ, Нестор использует слово-русь, как название племени. Имя которого противопоставляется названиям других, в том числе и славянских, племён Киевской империи.
И вот в этом отрывке: «ТЂмь же словЂньску языку есть учитель Андроникъ апостолъ: Моравы бо доходилъ и апостолъ Павелъ и училъ ту; ту бо е [сть] Илурикъ, егоже доходилъ апостолъ Павелъ, ту бо бяша словЂни пЂрвЂе. ТЂмьже словЂньску языку учитель есть Павелъ, отъ негоже языка и мы есме русь: тЂмже и намъ руси учитель есть Павелъ апостолъ, понеже училъ есть языкъ словЂнескъ, и поставилъ есть епископа и намЂстника по себЂ Андроника словЂньску языку А словЂнескъ языкъ и рускый одинъ; отъ варягъ бо прозвашася русью, а пЂрвЂе бЂша словЂне; аще и поляне звахуся, но словЂньская рЂчь бЂ. Полянми же прозвашася, занеже в полЂ сЂдяху; языкъ словЂньскый бЂ имъ единЂ.».
Российская историография выдергивает фразу :
«А словЂнескъ языкъ и рускый одинъ;».
Для того, чтобы заявить- смотрите, про язык ильменских словен и руси , сказано , что это единый язык , а значит это доказательство существования древнерусской народности.
Однако, если мы возьмём не одну фразу,а прочитаем весь отрывок, увидим,что здесь Нестор говорит, что поляне,теперь называемые русью(благодаря варягам) ,по языку являються славянами.Поскольку руський язык, это вариант славянского языка. Вообще в то время, славянский язык существовал , но был в стадии распада . Судя по источникам, где то до конца 12 в. у славян держалось представление об едином славянском языке. Так что и русь-поляне имели общий славянский язык не только с ильменскими словенами, но и со всеми славянскими племенами.
Что касается Руськой правды, где навание-русин, противопоставляется словенину:
« Ажь оубьєть моужь моужа то мьстити братоу брата любо отцю любо сыноу любо браточадоу любо братню сынови оже ли не боудеть кто єго мьстя то положити за головоу 80 гривенъ аче боудеть княжь моужь или тивоуна княжя аче ли боудеть роусинъ любо гридь любо коупець любо тивоунъ боярескъ любо мечникъ любо изгои любо словенинъ то 40 гривенъ положити за нь» ,
то тут российская историография , вопреки тому, что сама же говорит о существовании тогда уже «древнерусской народности» ( а значит ,слово –русин, должно было означать любого восточного славянина, так сказать-«древнерусского человека»; и уж во всяком случае не должно было бы противопоставляться словенину, в каком смысле название-словенин не упортебляй), выворачивается так- говорят, что русин тогда ,это социальная категория.
Однако в таком случае и название-словенин придётся понимать не как этноним , а как название социальной категории. Однако российская историография на это не идёт, хоть в данном случае это было бы последовательно. А не идёт потому, что неправдоподобность такого толкования слова-словенин, была бы уж слишком очевидна.
Но главное, по «Повести Временных Лет» видно, что Нестор , а значит и его современники, под русью понимали племя , а не название социальной категории. И текст Руськой правды не только не противоречит этому пониманию слова –русь, а находится с ПВЛ в этом вопросе , в полном согласии.
И видно , что совершенно ненужным, искуствееным , если быть согласным с летописью, является версия о том, что русин в Руськой правде, это название социальной категории. И то, что российская историография так цепляется за эту версию, говорит о том, что российская историография крайне не хочет признать летописное значение слова-русь. А это говорит о крайней пристрастности-необъективности в этом вопросе российской историографии. Ведь признание летописного значения слова-русь , совершенно не льстит русскому национальному самолюбию и русским историческим стереотипам.
Что касается византийских и арабских источников, то они в это вопросе особо в подробности не вдаются (кроме подробностей бытового или политического характера, как известно). Но в целом их представления об этнической ситуации довольно расплывчаты. По ним ясно, что это скандинавы, не славяне. При том ,судя по тому, что русь(росс,ар-рус) противопоставляется именно славянам,печенегам,булгарам и другим народам, ясно,что византийцы и арабы употребляют эти (росс,ар-рус) названия именно в этническом смысле. Хотя например Ибн Ийас ,основываясь на сведениях географов 9,10вв. называет русь тюрками : « Описание страны русов. Они большой народ из турок. Страна их граничит со славянами.». А уж всели скандинавы русь или только часть их, этим вопросом они не задаются. Хотя,если исходить из Константина Багрянородного «Об управлении империей», где говорится, что :
«Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты выходят СО ВСЕМИ РОСАМИ из Киава и отправляются в полюдия, что именуется "кружением", а именно - в Славинии вервианов, другувитов, кривичей, севериев и прочих славян, которые являются пактиотами росов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киав. Потом так же, как было рассказано, взяв свои моноксилы, они оснащают и отправляются в Романию.».
А также того что :
«Должно знать, что четыре рода пачинакитов, а именно: фема Куарцицур, фема Сирукалпеи, фема Вороталмат и фема Вулацопон, - расположены по ту сторону реки Днепра по направлению к краям [соответствено] более восточным и северным[11], напротив Узии, Хазарии, Алании, Херсона и прочих Климатов[12]. Остальные же четыре рода располагаются по сю сторону реки Днепра, по направлению к более западным и северным краям а именно: фема Гиазихопон соседит с Булгарией, фема Нижней Гилы соседит с Туркией, фема Харавои соседит с Росией, а фема Иавдиертим соседит с подплатежными стране Росии местностями, с ультинами[13], деревленинами[14], лензанинами[15] и прочими славянами. Пачинакия отстоит от Узии и Хазарии на пять дней пути, от Алании - на шесть дней, от Мордии[16] - на Десять дней, от Росии - на один день, от Туркии - на четыре дня от Булгарии - на полдня[17], к Херсону она очень близка, а к Боспору еще ближе.».
Нажмите, чтобы прочитать
15. О лендзянах см. также коммент. 20 к гл. 9, коммент. 8 к гл. 33. Данное свидетельство позволяет заключить, что лендзяне были соседями древлян и уличей, а также граничили с кочевьями печенегов. В этой связи заслуживает внимания такой известный по поздним (XVI в.) источникам топоним, как Silva Pieczyngarum - болотистый лес между Стрвяжем, верхним Днестром и Луквой (Kuczynski S.M. Nieznany traktat polsko-ruski roku 1039 // Slavia antiqua. l956. T. 5. S. 274, карта между S. 276 и 277), получивший свое название, очевидно, за соседство с печенежской степью. Он, вероятно, и обозначает южную границу расселения лендзян. Судя по данным гл. 9, на севере территория лендзян захватывала, по крайней мере, бассейн южных притоков Припяти, так как лендзяне сплавляли моноксилы в Киев (ДА1. II. Р. 35). Очерчиваемый район расселения лендзян совпадает с ареалом распространения особого вида курганных захоронений, ограниченных бассейном верхней Припяти на севере, верховьями Днестра на юге, рекой Горынью на востоке и бассейном Западного Буга на западе. Археологи связывают эти курганы с таким племенным объединением восточных славян, как волыняне - бужане, проживавшие, по свидетельству Повести временных лет , в бассейне Западного Буга (Седов В. В. Восточные славяне. С. 94-102). Устанавливаемые соответствия между результатами анализа письменных источников и археологии позволяют ныне уверенно локализовать лендзян Константина на Волыни и отождествить их с восточнославянскими волынянами.
То русь по Константину,это не все скандинавы вообще, а небольшое племя (есть ли про них можно сказать, что они Все выходят на полюдье).К тому же живущие в конкретном регионе. Из текста видно. Что русь живет на правом берегу Днепра, рядом с печенегами. Тоесть там где поляне. И эта Руськая земля(Росия) взымает платежи с прочих славян. Гармония с ПВЛ. Также, то, что греки названием –росс, обозначали не всех вообще варягов, подтверждается тем, что своих наёмников,гвардию из варягов, они называли варангами ,а не россами.
В общем и целом, в силу расплывчатости представлений арабов и греков о подробностях этнической ситуации, их источники не могут перекрыть ту ясную картину, которую даёт ПВЛ –русь, это варяжское племя.
По второму вопросу - "В тоже время ,начиная с Афанасия Никитина, скорее всего в качестве этнонима у русских, было слово русак."
Это можно предположить по такому тексту Никитина : «И пошли есмя в Дербенть, заплакавши, двема суды: в одном судне посол Асанбег, да тезикы, да русаков нас десеть головами;».
А также тому, что Маржерет (1607 г.) пишет : «Поэтому ошибочно называть их московитами, а не русскими, как делаем не только мы, живущие в отдалении, но и более близкие их соседи. Сами они, когда их спрашивают, какой они нации, отвечают: Russac,».
В то время как русин и русь, похоже, в России означало скорее религиозную принадлежность, как видно из это места из Никитина :
«А в том в Чюнере ханъ у меня взял жеребца, а увядал, что яз не бесерменянин - русинъ. И он молвит: 'Жеребца дам да тысящу златых дам, а стань в веру нашу - в Махмет дени; а не станеш в веру нашу, в Махмат дени, и жеребца возму и тысячю златых на голове твоей возму'.»
И Тверского летописного сборника того же 15 века :
«Того же лета [6961/1453] взят был Царьград от царя турскаго от салтана, а веры рускыа не преставил, а патриарха не свел, но один в граде звон отнял у Софии Премудрости Божия, и по всем церквам служат литергию божественную, а Русь к церквам ходят, а пениа слушают, а крещение русское есть".
По поводу - "Или «Русь» и «Руськая земля» где-нибудь в сер. XII века – это разные вещи?"
По поводу показавшегося вам у меня противоречия касательно Руси и Руськой земли.
Название племени-русь. Сначала это было варяжское племя. Когда оно окончательно всё, или почти всё, перебралось к полянам- в Польскую землю, оно ассимилировалось среди полян, дав взамен им свой этноним. Поэтому эта земля и получила новое название- Руськая земля. Или упрощая, с натяжкой –Русь. По аналогии с «Путь из варяг а греки».Понятно ,что под варягами и греками здесь имеются ввиду их страны. Или и сейчас, поляки называют и народ- немцы, и их страну –Немцы.
Параллельно, как это бывает во всех империях, и всю подвластную доминирующему народу территорию называют также как и саму собственную страну этого доминирующего народа. Например в Речи Посполитой, Польшей называли и саму настоящую Польшу(страну поляков) и Польшей называли всю ту територрию, которая входила в польское государство (в том числе и Украину). Но понятно, что во всех таких случаях первично именно этническое значение , как в данном примере, первична именно Польша как страна поляков, а не как вся территория государства.
Также и здесь, Русью и Руськой землёй называли и всю подвластную руси территорию (в политическом, а не этническом смысле).Притом, наверняка , в таком –политическом смысле, употребляли эти названия с тех пор, когда уже русь имела целый ряд подвластных иноплемённых земель. Это примерно тоже самое, что туже территорию(огромную) назвать, скажем ,Киевской землёй. Понятно, что Киев не там везде по этой территории. А просто это было бы выражение политической принадлежности-подвластности Киеву.
Что касается последнего пункта. Да нет .конечно не удивлён. Я и не имел ввиду. Что французский народ сложился раньше. Я имел ввиду. 1.Что в ранние периоды существовали многие народы. 2.Что , после веков жизни под сенью строго централизованной Католической церкви ,в Европе не сложился один , скажем, католический народ. А сложились многие, в том числе и французы, притом отнюдь не в эпоху национализма. Что касается конкретно немцев, то и значительно ранее рубежа 18,19 вв. существовал этноним –немцы (понятно,у каждого народа звучавший по разному),который обозначал именно тот же народ который и сейчас называется немцами. Гердер и Фихте лишь подвели теоретическую базу под то, что и так существовало (народы). Тоже касается и итальянцев. Тезис, что мол «Италия объеденена ,а итальянцев ещё нужно создать», это большая натяжка (эфектно сформулированная, а потому и популярная, как и иные подобные софизмы).Италия потому и объеденилась, само движение за объединение Италии потому и возникло, что было осознание существования итальянского народа. Но это отдельная тема, поэтому не стоит здесь её продолжать.
На остальные вопросы отвечу позже (время нет).Но про изначально этническое значение слова- русь ("руськая идентичность изначально и всё время была именно этнической. "), я уже ответил выше. Остальное позже.