Lectio quarta.
Substantivum: De casu ablativo cum praepositionibus, atque de casu accusativo numeri pluralis.
Verbum: De numero plurali imperativi indicativique praesentis activi.
Capitulum quintum "Villa et hortus".
Переходим к новой большой главе под названием "Вилла и сад". Помимо чисто грамматического груза, она содержит интересные историко-архитектурные сведения - тут описывается типичная планировка типичной римской виллы. Вряд ли эта информация будет откровением для многоумных читателей, но лишний раз погрузиться в эпоху не помешает.
Про грамматическое содержание можно сказать следующее. Во-первых, "Villa et hortus" является логическим продолжением 3-й и 4-й глав. В ней вводится тот же материал - аккузатив существительного и императив глагола, но теперь - во множественном числе.
De casu accusativo numeri pluralis
В аккузативе, мне кажется, ничего сложного нет. Отличительной чертой Acc.Pl. для всех склонений является -s в конце слова. Для нас, пока что, окончания выглядят так:
___________f_______m_______n______
Nom.Pl.____-ae_____-ī______-a______
Acc.Pl.____-ās____-ōs______-a____
Теперь уже можно заметить интересную закономерность - и в единственном, и во множественном числе окончания аккузатива среднего рода совпадают. Так работает
правило среднего рода:
для всех без исключения имён среднего рода аккузатив совпадает с номинативом. Независимо ни от склонения, ни от чего-либо еще. Правило среднего рода действует и в русском языке, можете проверить.
Вокатив в этой главе не обсуждается, так как, напомню, он имеет особое окончание только в единственном числе. А вот о множественном числе глагола упомянуть стоит.
De numero plurali imperativi et indicativi praesentis activi
Окончания, вроде бы, интуитивно понятны (ведь подобная же схема действует и в русском языке):
Sg.
vidē! - videt.
смотри! - (он/она/оно) видит.
cantā! - cantat.
пой! - (он/она/оно) поёт.
Pl.
vidēte! - vident.
смотрите! - (они) видят.
cantāte! - cantant.
пойте! - (они) поют.
Etc.
Итак, мы уже знаем формы глагола третьего лица для praesens indicativi activi, а также - второго лица (других просто нету) для imperativus praesentis activi. На этом изучение глагольных форм по ходу учебника несколько приостанавливается - полностью спряжение глагола настоящего времени по лицам дается аж в 15-й главе (проверьте сами). До этого в текстах успешно используется одно лишь третье лицо. Рациональное зерно в этом, безусловно, есть. В обычном нарративе, который составляет большую часть латинского наследия, и в том числе - в исторических сочинениях, третье лицо является самым употребительным. Требования самоучителя эту ситуацию усугубляют - общаться с кем-то вживую при обучении затруднительно. Однако, специфика наших занятий позволяет организовать и живое общение, для которого понадобятся формы всех лиц глагола. Поэтому я решил представить в факультативном порядке всю систему настоящего времени прямо сейчас.
Нажмите, чтобы прочитать
PRAESENS INDICATIVI ACTIVI / Изъявительное наклонение настоящего времени (действительный залог)
Нажмите, чтобы прочитать
Общие окончания выглядят так:
___Sg._Pl.
1. -o -mus
2. -s -tis
3. -t -nt
Они довольно просто складываются в некую ритмическую строфу. "О эс тэ, мус тис энтэ". Легко запомнить.
Примеры по спряжениям.
_____Sg._________Pl.__________________Ед.ч._________Мн.ч._____
1.__cant-o*____cantā-mus___________(я)__пою______(мы)__поём
2.__canta-s_____cantā-tis___________(ты)_поёшь____(вы)__поёте
3.__canta-t_____canta-nt____________(он)_поёт_____(они)_поют
1.__vide-o_____vidē-mus
2.__vide-s______vidē-tis
3.__vide-t______vide-nt
1.__carp-o_____carp-i-mus
2.__carp-i-s____carp-i-tis
3.__carp-i-t____carp-u-nt
1.__audi-o_____audī-mus
2.__audi-s______audī-tis
3.__audi-t______audi-u-nt
PRAESENS INDICATIVI ACTIVI глагола esse / быть
_____Sg._________Pl.
1.___sum________sumus___________(я)__есть_(есмь)_____(мы)__есть_(есьми)
2.___es_________estis___________(ты)_есть_(еси)______(вы)__есть_(есте)
3.___est________sunt____________(он)_есть_(есть)_____(они)_есть_(суть)
________________
* в p1 первого спряжения -ao сливается в -o.
IMPERATIVUS PRAESENTIS ACTIVI / Повелительное наклонение настоящего времени действительного залога
Нажмите, чтобы прочитать
_____Sg._________Pl.__________________Ед.ч._________Мн.ч._____
2.__cantā!_____cantā-te!___________(ты)_пой!____(вы)_пойте!__
2.__vidē!______vidē-te!
2.__carp-e!____carp-i-te!
2.__audī!______audī-te!
от esse:
2.__es!________es-te!
INFINITIVUS PRAESENTIS ACTIVI / Неопределённая форма настоящего времени действительного залога
Нажмите, чтобы прочитать
cantā-re петь
vidē-re видеть
carp-e-re срывать, ловить
audī-re слышать
esse быть
Уфф. Вернёмся теперь от глагола обратно к существительным. Хвостом к Acc.Sg. в пятой главе прицепился еще один падеж - ablativus, часто используемый с предлогами.
De casu ablativo cum praepositionibus
Аблатив - один из самых "многогранных" падежей. Сама семантика названия говорит об отдалении от чего либо: ab+lativus = от+ложительный. На самом деле функций у него множество - творительная, местная, временная, сравнительная... не говоря уж о случаях употребления с предлогами, требующих этого падежа от управляемого слова.
Окончания аблатива следующие:
___________f_______m_______n______
Nom.Sg.____-a____-us/-er__-um______
Abl.Sg.____-ā____-ō______-ō____
___________f_______m_______n______
Nom.Pl.____-ae_____-ī______-a______
Abl.Pl.____-īs____-īs______-īs____
В сочетании с аблативом в тексте впервые в "рыночном" ассортименте появляются предлоги -
praepositiones. Сразу напомню, что предлог, как в русском языке, так и в латыни, требует от управляемого им слова определенного, любимого, можно сказать, падежа. В латыни подавляющее большинство предлогов требуют от имени Acc. или Abl. Некоторые могут употребляться и с тем, и с другим падежом, а с каким именно - зависит от контекста. В последнем тексте промелькнуло несколько "аблативных" предлогов:
ab Aemiliā (a fluviō)
cum liliō
sine rosīs
in atriō
ex villā (e cubiculō)
В этом списке - практически все общеупотребительный предлоги с Abl. "In" в дальнейшем будет употребляться и с Acc., и не хватает еще "pro" ("ради (кого-то), в качестве (кого-то)") и "de" - этот последний предлог часто употребляется в названиях лекций нашей школы. Переводится как "о чем-то" или обозначает выход, отдаление - синонимично ex и ab.
"Commentarii de bellō gallicō" = "Записки о галльской войне".
Sacculus de mensā cadit = Кошелёк падает со стола.
Эти шесть предлогов, употребляемых исключительно с Abl., тоже можно запомнить в виде стишка:
a, cum, de / pro, sine, e (
а кум дэ / про синэ э).
И наконец, в пятой главе впервые появляются местоимения. Наконец, в пятой главе появляются все известные нам падежи местоимений. Если точнее - личных местоимений третьего лица (pronomina personalia personae tertiae)
is, ea, id /
он, она, оно. Если же быть совсем точным, то третьего лица в латинских личных местоимениях нет вообще. Упомянутые выше - на самом деле указательные местоимения (pronomina demonstrativa)
этот, эта, это. Но если при них нет существительного, они его собой заменяют.
is puer =
этот мальчик.
is =
он.
Склонение местоимения
is, ea, id /
он, она, оно / этот, эта, это
___________f_______m_______n____|___________f________m________n________
Nom.Sg.____ea_____is______id____|_
Nom.Pl.____eae_____eī(iī)____ea________
Acc.Sg.____eam____eum_____id____|_
Acc.Pl.____eās______eōs______ea________
Gen.Sg.______e___j___u___s______|_
Gen.Pl.___eārum____eōrum____eōrum______
Dat.Sg._____
casus incognitus_____|_
Dat.Pl._______
casus incognitus_________
Abl.Sg.____eā______eō_____eō____|_
Abl.Pl.________e_ī_s_(_i_ī_s_)_________
Сосбтвенно, подобную табличку мы уже можем составить и для существительных+прилагательных. Но я всё-таки подожду "вскрытия" последнего неизвестного нам падежа - датива.
На сегодня, кажется, всё. Задания - в самоучителе. От себя же я попрошу вот что: если вы таки прочли факультативную часть со спряжениями глаголов,
после ознакомления с упражнениями в учебнике составьте сами 6 предложений по схеме
S -> V -> O (т.е., чтобы было подлежащее, переходной глагол и объект действия в аккузативе). Как минимум в одном из них используйте местоимение третьего лица is, ea, id в косвенном падеже. Обязательно задействуйте в некоторых предложениях определения и дополнения в других косвенных падежах - генетиве и аблативе с предлогом. Составляйте предложения и с единственным, и со множественным числом подлежащих+сказуемых. Можете также составить фразу не только от третьего, но и от первого или второго лица, а также - в императиве. Одним словом, используйте по максимуму те знания грамматики, которые у вас уже есть.
Разумеется, можно использовать не только тот словарный запас, который есть в учебнике. Вам в помощь -
]]>
русско-латинский словарь.
]]>
Кстати, категорически рекомендуется к занесению в закладки. Сам им часто пользуюсь. Попробуйте и вы, формы словарных записей вам уже должны быть известны. Разумеется, нам подходят имена только первых двух склонений, а глаголы - только в настоящем времени.
Примеры:
Titulus capitulī quintī est "Villa et hortus".
(здесь нет дополнения в аккузативе, но зато есть генетив)
Carpite rosās, ancillae!
Librum latinum habeo.
Puer librum latinum in mensā magnā ponit.
Lingua latina eum delectat.
Audisne me?
Ответ, как обычно - под спойлер. Если вдруг вы выберете неподходящее слово из перечня синонимов в словаре, я в меру своих знаний поправлю и попрошу переписать предложение с новым словом. По ходу поиска обращайтесь за помощью. Можете даже составить предложение на русском, отправить его мне в личку, а я сброшу нужный набор слов в словарной записи.
Interrogāte me de grammaticā capitulī quintī.
Сообщение отредактировал dlook: 29 Август 2012 - 12:18