Орден св.Лазаря в Святой Земле

глава из книги проф. К. Савона-Вентуры «Странноприимный орден св. Лазаря»

 

Странноприимный орден св. ЛазаряОрден святого Лазаря - самый закрытый военно-монашеский орден эпохи крестовых походов. Проказа - страшное проклятие средневековья - сплачивала братьев ордена крепче любых обетов и клятв, а жизнь и деяния несчастных оставались за мрачными стенами их обители...
Стоит ли удивляться тому, что книга об ордене Св. Лазаря, главу из которой мы предлагаем вниманию наших посетителей, принадлежит перу не историка, а врача - профессора Карлоса Савона-Вентуры и, несмотря на то, что в тексте присутствуют некоторые исторические огрехи, в части истории ордена Лазаря она представляет несомненный интерес.

Странноприимный орден св. Лазаря ведет свою историю со времен византийской провинции Палестина Прим (Palaestina Prima) (IV в. н.э), где впервые были предприняты действия для оказания благотворительной поддержки прокаженным. К тому времени проказа уже долгое время свирепствовала в Восточном Средиземноморье. Вероятно, это инфекционное заболевание распространилось из Египта. Как свидетельствует Папирус Эберcа, эта хроническая, подтачивающая силы инфекционная болезнь была хорошо известна в Египте уже в XVI веке до н.э. Лукреций считал, что ее носителем являются воды Нила, в то время как Гален видел ее причину в несоблюдении правил гигиены при приготовлении пищи и во время еды. Болезнь распространилась по Иудее после Исхода и затем была занесена финикийскими морскими торговцами в Сирию и другие страны - отсюда и название, которое ей дал Гиппократ: «финикийская болезнь». Распространению проказы по Западной Европе способствовали завоевательные походы римской армии. К заразившимся «финикийской болезнью» окружающие испытывали отвращение, поэтому больные были обречены жить изолированно от общества.
После того, как византийский император Константин Великий (306-337 гг. н.э.) пробудив интерес к Святой Земле, превратил Иерусалим в притягательную силу для христианских паломников, в IV веке св. Василием Великим в городе Птолемиада (Акра, Сен-Жан д’Акр, совр. Акко) для ухода за прокаженными был основан первый лепрозорий. 

Подобное служение стало распространяться. Новые лепрозории были открыты в Иерусалиме, Вифлееме и Назарете[1]. Монашеский орден, ответственный за лепрозорий в Птолемиаде, следовал василианскому уставу [2]. владычество христиан в Святой Земле закончилось в 638 г. н.э., когда Иерусалим был завоеван халифом Омаром. В результате его завоевательных походов Ближний Восток и Северная Африка пребывали под господством ислама более четырехсот лет.

Иерусалим эпохи крестоносцев
Иерусалим эпохи крестоносцев


Христианское паломничество начавшееся в IV в н.э.[3] в период, последовоавший за падением Иерусалим, существенно уменьшилось, однако на рубеже тысячелетий поток пилигримов вновь возрос. Увеличение числа богомольцев потребовало открытие новых странноприимных домов в дополнение к тем, которые предоставлялись братьями-василианами прокаженным и прочим инфекционным больным. Особый рост числа странноприимных домов, предназначенных для больных и неимущих паломников начался примерно с 1050 года , с организацией паломнического братства купцов из Амальфи, которые руководствовались бенедиктинским уставом[4]. В 1078 г. сельджуки захватили Иерусалим, но вскоре в 1093 году были вытеснены оттуда Фатимидами. Религиозная нетерпимость Фатимидов и их дурное обращение с христианскими паломниками послужили той искрой из которой разгорелось пламя Первого крестового похода под предводительством Годфруа де Булона. В 1099 г Святой Град был захвачен крестоносцами, которые основали Иерусалимское королевство.

Завоевание Иерусалима латинянами повлекло за собой реорганизацию странноприимных братств и орденов, которые действовали в Святом Граде. Братство василиан, ухаживающее за прокаженными, было преобразовано в католический орден святого Лазаря и перенесло свой лепрозорий за пределы города, к северо-западной стене напротив патриаршего квартала [6]. орден принял Устав святого Августина и его устав был одобрен Папой Пасхалием II в 1115 г.

Лазаристы или лазариты продолжали нести странноприимное служение ухаживая за прокаженными и прочими инфекционными больными и, тем самым дополняя братьев ордена св. Иоанна которые оказывали поддержку больным и нуждающимся паломникам. Но в отличие от больных, находящихся в госпитале св. Иоанна, которые были просто попавшими в беду путешественниками, прокаженные в лепрозории ордена св. Лазаря были обречены на жизнь в вечной изоляции от внешнего мира.
Cтепень отчужденности, которой подвергались прокаженные, была столь высока, что Третий Латеранский собор, собиравшийся в 1179 г. счел необходимым принять жесткие меры в отношении тех священнослужителей, которые не позволяли прокаженным, не допускаемым на общественные богослужения, иметь собственные церкви. Собор постановил, чтобы во всех местах компактного проживания прокаженных им было бы дозволено иметь собственную церковь, кладбище и священника[8].

 

Средневековый град Иерусалим. Источник: Хогенберг Фрац, около 1590 	 Image Лепрозорий святого Лазаря в Иерусалиме, XVI в.Средневековый град Иерусалим. Источник: Хогенберг Фрац, около 1590

Лепрозорий святого Лазаря в Иерусалиме, XVI в.

Лепрозорий святого Лазаря в Иерусалиме, XVI в.

Особенность таких пациентов потребовала организации, отличной от той, что была принята в Госпитале св. Иоанна. Лепрозорием руководил магистр, который почти неизменно был священником, которому подчинялись братья и сестры, ухаживающие за больными. Пациенты лепрозория также считались братьями или сестрами приютившего их дома и жили по одному уставу, который объединял их с их духовными покровителями. Таким образом больные являлись полноправными членами конвента и принимали участие в управлении орденом [9].
Во время пребывания в Палестине и в дальнейшем, в течение первых двух столетий, последовавших после ух ода в Европу, члены ордена носили только простой крест из зеленой ткани, нашитый спереди на верхнюю одежду или рубаху, а также на левой стороне плаща. Эта традиция поддерживается с начала XII века, когда братья Госпиталя св. Лазаря приняли этот символ, как знак отличия от братьев-рыцарей других орденов.

средневековый прокаженный

Так выглядел средневековый прокаженный


Два вновь образованных ордена (госпитальеры и лазариты) изначально имели одного магистра – Жерара ле Фондатье (Gerard le Fondateur). В 1120 году, после его смерти магистром Госпиталя св. Лазаря был назначен ректор Госпиталя св. Иоанна Буайян Роже (Boyant Roger) (1120-1131); в то время как магистром Госпиталя св. Иоанна был назначен Раймон де Пюи (Raymond du Puy) (1120-1158/60). Преемниками Буайяна были малоизвестные магистры – Жан(Jean) (1131-1153?), Бартелеми(Barthelemy) (1153?-1154?) и Итье (?1154-?1155). около 1155 года магистром был назначен Юг де Сент-Поль(Hughes de St.-Pol). В 1157 г. его преемником стал магистр Госпиталя св. Иоанна Раймон дю Пюи , управлявший Госпиталем св. Лазаря как суффраганом.

Жерар ле Фондатье и Раймон дю Пюи

Жерар ле Фондатье , Раймон дю Пюи

В 1123 г. Латино-Иерусалимское королевство внезапно оказалось перед лицом опасности со стороны халифа Египта аль-Амира. Эта угроза вызвала необходимость милитаризации военно-монашеских орденов, действовавших в Святой Земле. Вслед за орденом св. Иоанна, орден святого Лазаря, принял на себя военные функции и учредил класс братьев-воинов. Несмотря на то, что его военная роль никогда не была столь же значительна, как роль ордена св. Иоанна и ордена Храма, рыцари ордена св. Лазаря все же внесли свой вклад в дело защиты Святой Земли[10].
В орден были приняты несколько братьев-рыцарей, не зараженных проказой, но в то же время и прокаженные рыцари всегда, когда это было необходимо, брали в руки оружие. В ордене также были и светские братья-сержанты, которых набирали из числа простолюдинов, больных проказой. Орденский отряд, вероятно принимал участие в битве при Хаттине в 1187 г. Также имеются упоминания об участии лазаритов в трагической битве за Газу против хорезмийцев при Ла-Форби в октябре 1244, где орден понес тяжелые потери. В 1253 г. орден предпринял отчаянную атаку против мусульман Рамлы и был спасен от полного уничтожения только благодаря вмешательству Людовика IX Французского. Братья-воины также героически сражались во время последней осады Акры в 1291 г [11].

Орден также был вовлечен в столкновения между христианскими силами и соперничество между орденами. В 1258 г во время войны между генуэзцами и венецианцами в Сирии, рыцари святого Лазаря, приняв сторону венецианцев, присоединились к рыцарям Храма и рыцарям ордена св. Фомы Акрского против ордена св. Иоанна, который принял сторону генуэзцев. Между ними состоялось сражение. Рыцари святого Иоанна вышли победителями и перебили всех рыцарей трех орденов за исключением одного тамплиера[12].

Орден св. Лазаря продолжал расширять свои владения в Святой Земле и к 1142 г в дополнение к владениям возле Масличной Горы он приобрел церковь, монастырь и мельницу в Иерусалиме. К 1155 г орден приобрел дома в Тивериаде, Наблусе и Аскалоне , затем в Акре и вероятно в Кесарии. В дальнейшем орден приобрел еще два странноприимных дома для паломников в Армении[13].
Владычество христиан в Святом Граде закончилось после того, как силы христиан были отброшены от Иерусалима султаном Саладином после битвы при Тивериаде в октябре 1187 г.
Орден святого Лазаря перенес свою штаб-квартиру в Акру, где ему была предоставлена в распоряжение башня Лазаря в северном пригороде Монмусаре.

В октябре 1253 г , продолжая содержать свой лазарет в Акре, орден перенес штаб-квартиру во Францию с разрешения папы Александра IV и короля Франции Людовика IX Святого, который вверил порт Эг-Морт защите ордена и даровал ему дом в Париже[14]. в 1262 г Папа Урбан IV наделил орден такими же привилегиями, какие были дарованы другим монашеским орденам. Эти привилегии были подтверждены в 1264 г. В 1265 г папа Климент IV обязал белое духовенство принимать в Дома ордена всех без исключения прокаженных независимо от пола и статуса – мужчин и женщин, духовных лиц или мирян [15].

Средневековая Акра
Средневековая Акра

В апреле 1291 г сарацинская армия под предводительством султана ал-Ашраф Халила осадила Акру. Пять военно-монашеских орденов объединили силы во главе с магистром Храма Гийомом де Боже,. Христианский гарнизон составляли приблизительно 14 000 пехотинцев и 700 рыцарей из которых больше половины были члены военно-монашеских орденов. Большинство рыцарей принадлежало к ордену Храма (приблизительно 240 тамплиеров) и к ордену святого Иоанна (приблизительно 140 госпитальеров). Другие три военных ордена могли предоставить только 50 рыцарей (25 рыцарей святого Лазаря, 15 рыцарей-тевтонцев и 10 рыцарей ордена св. Фомы). Рыцари святого Лазаря присоединились к рыцарям Храма в четвертом секторе обороны. Несмотря на храбрость защитников, последняя цитадель латинян пала под бешеной атакой сарацин. Все братья-воины ордена святого Лазаря, которые находились в Акре и погибли защищая город [16].

 


 

Примечания:

1 – Gautier de Sibert. Histoire des Orders de Notre Dame du Mont Carmel et de St. Lazare de Jerusalem. Paris, France, 1772.
2 – В 356 г н.э. св. Василий Великий (род. около 329 ум. 379, епископ Кесарийский c 370 г.), основал монашеский орден на берегах реки Ирис в Каппадокии. Он составил устав Василия для обитателей своего монастыря. Василианский устав разделен на две части: «Основные монашеские правила» (Regulae fusius tractatae, Migne, P.G., XXXI, 889-1052), и «Малые правила» (Regulae brevius tractatae, Migne, P.G., XXXI, 1051-1306). Бедность, послушание, самоотречение и самопожертвование – это добродетели, которые святой Василий положил в основу монашеской жизни. Василианский устав был принят многими восточными монастырями и стал основой Восточной монашеской жизни. The Catholic Encyclopedia, CD-Rom edition, K. Knight, 2003.
3 – Первое дошедшее до наших дней сообщение о паломничестве в Иерусалим датируется 333 г. н.э. 
4 – Устав святого Бенедикта был написан для монахов около 530 г. н.э. вероятно в Монте-Касино, т.к. он отражает зрелую монашескую и духовную мудрость святого Бенедикта. Братья-бенедиктинцы Иерусалима в 1099 г. приняли августинский Устав и учредили странноприимное братство(Fratres Hospitalarii) под покровительством святого Иоанна Крестителя. Со временем они стали известны как рыцари святого Иоанна, получив формальное признание от Папы Пасхалия II в 1113 г. Этот орден принимал участие военных действиях около 1123 г. The Catholic Encyclopedia, CD-Rom edition, K. Knight, 2003.
5 – Отдел картографии: Иерусалим, старый город. Национальное географическое общество, Вашингтон, 1996, карта
6 – Военный и странноприимный орден святого Лазаря иерусалимского - Введение. Также было предложено, чтобы лепрозорий был расположен возле легендарного дома святого Лазаря, предположительно в Вифании, приблизительно в двух милях от Иерусалима. Сейчас это селение известно как Алазарийе (Alazariyeh) или «город Лазаря».
7 - Хогенбург Фрац, около 1590: Hierosolyma vrbs santa Ivdeae, totivsqva Orientis longe clarissima, qva amplitvdina ac magnificentia hoc nostro aevo conspicva est. Amsterdam, 1657.
8 – L’Abbe de Vertot. The History of the Knights of Malta, 1728, G. Strahan, London (facsimile edition, Midsea Books, Malta, 1983), vol.1, p.72
9 – J. Riley-Smith. Hospitallers. The History of the Order of St. John. Hambledon Press, London, 1999, p.22-24.
В некоторых лепрозориях в средние века даже магистр должен был избираться из числа больных. Это не доказано, но такой случай был зафиксирован в Иерусалиме. Седьмой магистр ордена госпитальеров святого Лазаря, который также был вторым магистром ордена госпитальеров святого Иоанна будто бы был прокаженным. В статье V старинного устава ордена говорится: «Глава ордена должен быть уроженцем земель по эту сторону моря; он должен быть здоровым рыцарем». Уставы, как тамплиеров, так и госпитальеров, требуют, чтобы любой рыцарь, заразившийся проказой покинул соответствующий орден и присоединился к братьям святого Лазаря, которые носили черные одеяния без каких-либо знаков различия. В параграфе 443 устава тамплиеров сказано: «Если по воле Господа случится так, что кто-либо из братьев заразится проказой и это будет подтверждено, достойнейшим мужам Дома следует увещевать его испросить разрешения покинуть Дом и присоединиться к ордену святого Лазаря и облачиться в одежды братьев святого Лазаря».
10 – EJ King, op.cit., p.33
11 – Рыцари Лазаря, более известны как прокаженные братья Иерусалима. 
12 - EJ King, op.cit., р. 254; L’Abbe de Vertot, op.cit., vol. 1, p. 161
13 - Рыцари Лазаря, более известны как прокаженные братья Иерусалима. 
14 - EJ King, op.cit., p.304
15 - The Catholic Encyclopedia, CD-Rom edition, K. Knight, 2003.
16 - Рыцари Лазаря, более известны как прокаженные братья Иерусалима. . EJ King, op.cit., p.289-299.

Комментарий редактора

К сожалению, автор, при написании статьи, помимо серьезной и вполне заслуживающей доверия монографии Дж. Райли-Смита , а также (что представляет основную ценность) , орденских архивов, пользовался и другими, не столь авторитетными источниками. Отсюда в тексте имеется несколько неточностей.

1. Рассказывая о событиях в Иерусалиме второй половины X века, автор допускает неточность. Притеснять христианских паломников в Палестине стали не Фатимиды, а именно сельджуки, завладевшие городом в 1071 г. что отчасти и явилось одной из причин первого крестового похода. Фатимиды вернули Иерусалим, но не в 1093, а в 1098 г., незадолго до захвата города крестоносцами.

2. В 1187 г. Иерусалим был сдан в результате поражения в Хаттинской битве, а не сражения у Тивериады. 

3. О   войне италийских торговых республик 1258 года: приведенный рассказ основывается на ошибочном сообщении из хроник Метью Периса. Подобную информацию некритически транслируют многие исторические труды, в том числе и вполне авторитетные. Поэтому автору, не являющемуся профессиональным историком-медиевистом, такая неточность вполне простительна.

На самом деле ордена не сражались друг с другом с оружием в руках. Во время войны св. Саввы Тамплиеры защищали кварталы города, принадлежащую венецианцам и пизанцам в Акре, в то время как их союзники отправились сражаться с генуэзцами на море. Госпитальеры обеспечивали генуэзцам доступ в город через свои Дома и снабжали их продовольствием.  (см. напр. К. Маршалл "Военное дело крестоносцев 1192-1291 гг.).

 


Перевод осуществлен и опубликован с любезного разрешения автора, а также правообладателя - Великого приората Мальтийских островов военно-странноприимного ордена св. Лазаря в Иерусалиме.
Специальная благодарность лично Великому приору Мальтийских островов графу д-ру сэру Жозефу Пейсу
Автор: профессор Карлос Савона-Вентура, Мальтийский университет, факультет медицины и хирургии -  Институт здравоохранения , MD, DScMed, FRCOG, Accr.COG, MRCPI
Текст приводится по изданию: The Hospitaller Order of St. Lazarus, Association for the Study of Maltese Medical History, Malta, 2005, ISBN: e-book 99932-663-4-5 (ch. 1, р. 5-15)

 

© C. Savona-Ventura, 2005 
Перевод с английского – Екатерина Бибикова, специально для ИДЭК

Редактор перевода Александр Трубников a.k.a Monfore

Недостаточно прав для комментирования