ААР кампании за Западную Римскую империю на легендарной сложности в Total War: Attila. Часть 1

ААР кампании за Западная римская империя Сложность легендарная в Total War: Attila

Прохождение за Западную Римскую империю на легендарной сложности. Часть 1.
 
Три темы по Атилле про римлян как бы намекают, что это наиболее интересная кампания по геймплею. Поэтому, ничуть не парясь, а ожидая еще пару сотен часов интересностей, я сел играть вторую кампанию за ЗРИ на легенде. Обещания хардкора при непокидании  провинций еще больше подогревали интерес. Как получилось на практике, сейчас расскажу. Рассказ я буду вести пятилетками, коих насчитывается аж шесть штук до малой победы, ибо, как вы понимаете, игра до остальных побед не играется из-за однообразности игры в последние годы перед малой победой, которая делает эту игру скучной.

 

До рождения Атиллы

Старт кампании явно не задался, поэтому мне достались несговорчивые Мавры и ВРИ со свойством ненавидит ЗРИ! Зато повезло с Гетулами, которые согласились на торговлю и чуть позже на союз.
 
Есть несколько критически важных вещей на старте, которые сильно упростят жизнь в игре за ЗРИ. Первое – это вложение денег в дипломатию, второе – это перепланирование провинций со сносом построек, особенно ненавистных церквей, которые стоят по 600 монет содержания за ход, и третье – онагры. В начале игры их будет один в одном из отрядов на севере, второй можно нанять в Британии и довольно быстро объединить с первым. Вот в общем-то и все. Скажу сразу, я не очень хороший тактик в битвах, поэтому некоторые вещи делать на легенде опасаюсь, и выигрываю за счет правильной стратегии.
 
Опираясь на ошибки, которые я совершил в первом прохождении, тут я наслаждался игрой, и в принципе все прошло как по маслу.
 
Перепланирование провинций
Вместо 200 тысяч при покидании городов, ты получаешь только около 60 тысяч на второй ход. Этих денег по большому счету хватает только на самые необходимые постройки и дипломатию. Из самых необходимых – постройки санитарии во всех областях, чтобы не было болезней, и две постройки на порядок – губернаторские особняки и стадионы (наверное, я их неправильно называю, не как в локализации, но не суть). При штрафах -8 к порядку на легенде выйти в зеленую зону удается только при таком застрое столиц областей. Испания и острова очищаются от всяких построек на найм войск и становятся торгово-земледельческой зоной, все приграничные области освобождаются от налогов и застраиваются хотя бы гарнизонными лагерями, которые дают порядок и бесплатных юнитов в гарнизоне, не принося никаких штрафов, так как еда при выключенных налогах в минус не уходит. Особо сильно прокачивается Аквилея в гарнизон, так как Гунны туда довольно стабильно доходят, а мимо пройти в обход уже в Италию не могут. Сама столичная область с Медиоланом во главе также освобождается от налогов, так как жрет дофига еды, и становится военным центром с только военными постройками. У меня войска нанимаются  только в этой области, но зато войска всех типов, а на поздней стадии игры с золотыми лычками и улучшенной броней.
 
По земледельческим постройкам могу только сказать, что поля не нужны как данность. Овчарни для бабла и скотные дворы – это все выгоднее, чем строить производственные постройки, так как меньше штраф на порядок и санитарию, сравнимо по деньгам, да еще и дает еду!
 
Дальше армии были объединены в большой кулак, в лидеры армий выбраны генералы, способные вести ночные бои уже на 2-3 лвл, то есть с бонусами в хитрость, и дальше эта толпа бегает в самые горячие точки и превращает врагов в марионеток.
 
За порядком в Испании следят нанятые на первом ходу два священника, одна армия (5-7 отрядов) с самыми дешевыми наемниками и губернаторы. Это позволяет добиться того, что там хотя бы не вспыхивают восстания. Если африканцы не донимают, то этого достаточно. Я от африканцев откупался как мог, чтобы этот фронт не был открыт, а когда Мавры объявили мне войну, то она было довольно быстротечна и не в их пользу, а потом они меня уже не донимали.
 
Как и в первый раз, объединение войск произошло в районе Аварика и Вены, что позволило разбить Свебов, и потом сделать марионеткой Алеманов, которые делаются небоеспособными почти сразу же убиваясь об город с гарнизоном Аргенторат. Дальше армия ломанулась на восточную границу, где буйствовали Язиги, Квады и Иллирийцы, неся огромные потери на моих гарнизонах, но тем не менее, захватывая города и развиваясь. Но после того, как они стали марионетками, я оставил этот регион и двинул в Британию, надеясь по пути обратить в свою «веру» Англов, Саксов и Франков.
 



 
Алеманы, кстати, молодцы. Благодаря своей верности в характере они не отсоединились от меня сразу, как это делали другие марионетки, а выступили за меня против всех, кто мне войну объявлял, в том числе и против своих германских кровных племен, что сделало их живым щитом. Пока я бежал в Британию, где Пикты, Эбданы и Британцы меня смели довольно быстро, я обнаружил, что завоевать германцев не удастся. У всех рядом со столицей по два стека и гарнизон, поэтому войска не останавливаясь, двинулись в Британскую кампанию, встретив зиму в Ла-Манше.
 
Марионетки очень полезны на старте, когда у ЗРИ много войн. Даже если они отсоединяются от вас следующим ходом, то текущие войны, которые достались им от вас по наследству, никуда не деваются. Это поднимает ваши отношения до очень дружественных, хотя вы и воюете, что пригодится в будущем. Поэтому они уже разбираются между собой и до вас очередь просто не доходит. Почти 8 лет меня Алеманы оберегали от нашествия германцев и скандинавов, пока я не принес мир на британские острова и уже был готов к Германской Кампании
 

 
Буквально пару слов о стеке, которым я играю за римлян.
 
Генерал

3 онагра – достаточно, чтобы уничтожить 3 башни и сделать пару брешей в стенках. В обычных городах наличие онагров позволяет вам не штурмовать обороняющихся, а спокойно ждать, когда они сами придут и разобьются о черепахи, выставленные перед онаграми.
4 отряда кавалерии. Своя кавелерия слаба, поэтому приходится обходиться германской, а потом и наемной персидской кавалерией. Последнюю ценю особо и люблю больше, чем ту, которая кроме чарджа нихрена не может.
5-6 отрядов стрелков – сначала саггитарии, потом баллистиарии, потом либо конные лучники, либо большие онагры вместо стрелков, зависит от вашей экономики.
6-7 отрядов мечников – легионеры как стандарт или разбавленные протекторами доместиками, но предпочитаю содержать наемных германцев с топорами и особо люблю фракийцев наемных, которых можно получить рядом с Константинополем – вот это вообще волшебные отряды для моих нужд.
 
Копейщиков не держу вообще, так как в регулярных оборонах городов заметил, что они менее универсальны, чем легионеры и немного дороже. Если легионеры в черепахе держат удар, то копейщики даже в черепахе мрут как мухи от чарджа обычной вражеской конницы.


Младенчество Атиллы

Помните, я говорил уже, что ценность ВРИ как союзника очень важна и ею надо дорожить. В общем, я так и планировал сделать в этом прохождении, но сгубило меня любопытство, если честно. ВРИ попросились в марионетки. Я знал, что они объявят мне войну сразу после этого, им нужен только повод для независимости. Но больно уж хотелось увидеть, какой у меня будет доход с их прибавкой как марионетки. В общем, взял я их к себе под крыло, но они отвалились не на 2 или 3 там ход, а сразу же.
 



 
Делать нечего, пришлось идти по старому сценарию, и завоевывать ВРИ, которые уже разрывались на войне с Сасанидами. Какое-то серьезное сопротивление оказала только их столица, а в целом я в этот раз даже не увидел их нормальных стеков
Пока я перебрасывал армию к границам ВРИ из Германии, на меня напали Гунны. Напали очень серьезно – почти сразу 5 или 6 стеками элитных войск. Как и первый раз но на более поздних этапах, почти все они полегли в героических сражениях, нападая на мои форты, которые выставлялись рядом с Аквилеей и Медиоланом (хитрый ИИ не всегда прет в лоб, а ищет обходные пути в Италию через север).
 



 
Добив остатки Гуннов где сам, а где и марионетками, я получил передышку, которая позволила основные войска бросить на ахват ВРИ, а в это время по карте я наблюдал, как обосравшиеся от страха орды Гуннов валили назад в Сарматию и Транскарпатию.
 

 

Детство Атиллы

Пока Атилла мужал, вождь Гуннов посрался и воевал со всем миром, уже не очень беспокоя меня. Я обнаружил, что за 15 тысяч примерно Гунны подпишут мир, поэтому отправил все войска на дальний восток, при этом поглядывая за передвижениями орды, чтобы в любой момент угрозы заключить мир.
 

 
На момент захвата Киликии и Каппадокии, я благодаря предварительному разграблению городов весьма серьезно усилился экономически  и отстроил в империи хорошую аграрно-торговую базу. Начались первые столкновения с Сасанидами.
 
Восточная Римская империя становится марионеткой моего союзника, Гарамантов, после чего армии отправляются на Ктесифон.
 

 
Избегая ошибок прошлого, после 10 ходов марионеточнества, чтобы не нагадить себе в карму, я обращал марионеток в союзников. Когда я прокинул два полных стека в Асорестан, где захватил столицу Сасанидов, у меня уже не было марионеток. В основном союзники по обороне и пакты о ненападении, которые конечно периодически нарушаются, но у меня еще и отношения со всеми очень дружественные (300-600 пунктов).
 

 
В обычных провинциях коррупция достигла и перевалила 90%, и я очень опять сокрушался, как неправильно терять союзника ВРИ. Почти все провинции, кроме самых доходных с губернаторами можно было отключать от налогов, так как в ситуации дохода от разграбления городов Сасанидов и торговли с союзниками, 300-400 монет с провинции – это сущие крохи.

Юность Атиллы

Гунны в это время зачистили весь северо-восток и вернулись в Германию. Я подписал с ними мир за 18 тысяч, так как вторжение на мои северные владения не принелсо бы ничего хорошего. Против конных лучников у гарнизонов городов ЗРИ нет приема. Черепаха легионеров и копейщиков пробивается бронебойными, гунны теряют только штурмовую кавалерию.
 
К 414 году по большому счету кампания была сделана. Все условия были выполнены, самые серьезные враги типа Сасанидов были разбиты и я начал готовиться к новой войне с Гуннами, так как это было делом времени. Сасанидов в 416 году я сделал своей марионеткой, их марионетки перешли ко мне, и несмотря на то, что они сразу опять стали независимыми, уже не представляли угрозы. Я распустил все восточные армии, получив огромный доход в казну и почти оставив дело на востоке на самотек. Города там периодически переходили из рук в руки, так как все воевали там со всеми со мной.
 

 
Гунны раскурочили за это время Германию, покорив германские племена, и у них просто не было выбора как второй раз объявить мне войну. Они разорвали пакт о ненападении, а через несколько ходов и объявили войну.
 
Второе объявление войны Гуннами привело только к одному сражению. Гарнизон Домавии героически отбил атаку Гуннов, благодаря битве на мосту. И я снова откупился от войны.
 
Особым образом стоит сказать о развитии городов после роспуска армий. По традициям они были прокачены в улучшение настроения и инженерное дело, поэтому, восстановив наследие этих армий в Испании, я стал почти даром улучшать города. Например, на скриншоте постройка 4 уровня строится бесплатно. Передвигаясь по провинциям, эти армии очень быстро улучшили экономическую мощь моих первоначальных регионов.
 



 

Вождь Гуннов

Как я уже говорил, последние годы были довольно мирными. Скорость исследований возросла до 300%, экономика на подъеме, порядок максимальный.
 

 
К войне с Гуннами я был не просто готов. Я уже ждал ее. Гунны в мирном режиме прошли в Италию, задержать уже я их не мог и 7 стеков совершали налеты на Венецию, Медиолан и Рим. Но вся прелесть в том, что готовился и я. Каждый ход пару лет я нанимал конных лучников, и к моменту малой победы у меня уже было 3 стека конных лучников, разбавленных моей кавалерией, только в отличие от Гуннов, она еще была улучшена броней, оружием и запасом стрел.
 
Атилла осаждал Сирмий. Два моих стека ждали удобного момента для начала третьей войны с Ордой.
 

 Продолжение следует...

Обсудить на форуме

Комментарии   

+2 #1 Ronin 13.10.2015 09:34
Круто, но военную прову лучше делать из провинции которая находится выше столичной (не помню название), там есть железо что даст бонус при найме солдат, плюс прова не прибыльная и много требует еды, можно спокойно снять налог с нее и развивать военную промышленность
Цитировать
0 #2 Герман 13.10.2015 15:43
Бонус на строительство от традиций считаю чистым багом,разработчики не доглядели и не пропатчали если проходить компанию так с понтами и гордостью на легенде и без оставляения городов,пользоваться этим неприличным багом вверх маразма!!!Должен быть один бонус от одной армии максимум!!!
Цитировать
-1 #3 Yarthefish 14.10.2015 18:13
2Ronin:
Я так не считаю. есть миллион аргументов:
1. Скидка за железо несущественна. Не влияет на силу юнитов, только на первичную стоимость, которая и так низка по сравнению с любыми другими затратами. Найм - это всегда копейки.
2. Прова с железом приграничная и отлично сдерживает нашествие германских племен. Если менять гарнизоны на военные лагеря для найма, эта провинция очень быстро падет и вы лишитесь всего. А если лагеря оставлять, то не хватит места для остальных военных построек.
3. Медиолан в шаговой доступности от Аквилеи и остальных входов в Италию. Когда приходят Гунны, и войска не восттанавливаются, а форты пополнять надо, это очень существенный фактор
Цитировать
0 #4 bvc86 14.10.2015 19:45
Насчет провинций - недоглядели, при игре за ЗРИ при отсутствии налогов миграция на 90% и дает большой штраф к порядку, поэтому выгоднее и экономически, и для порядка держать налоги на предпоследнем уровне, в итоге миграции нет, порядку плюс и денег от налогов неплохо идет.
Цитировать
+1 #5 ff 14.10.2015 21:14
после фразы
Вместо 200 тысяч при покидании городов, ты получаешь только около 60 тысяч на второй ход
дальше читать незачем.
покинул 5 регионов на 1 ходу, получил +20тыс к доходу. Т.е. для 60 - надо 15 регионов. И будет не минус 70 а минусище к порядку.
на 2ходу восстания в каждом регионе и постоянную резню. 1 ход длится 2-3 часа т.к. в автобое сливаешься. Приходиться самому отыгрывать. Свебы, алеманы - пришли саксы, юты и т.д. уже 3 ходу их полные стеки у стен. Вобщем резня веселая и ничего общего с вышеизложенным не встретил.
Жизнь Аттилы предпочитаю уменьшать агентами.
Вся сложность ЗРИ заключается в сложном старте и начальных решениях. 20-30 ходов и все решится.
Цитировать
0 #6 Yarthefish 14.10.2015 23:44
Цитирую bvc86:
Насчет провинций - недоглядели, при игре за ЗРИ при отсутствии налогов миграция на 90% и дает большой штраф к порядку, поэтому выгоднее и экономически, и для порядка держать налоги на предпоследнем уровне, в итоге миграции нет, порядку плюс и денег от налогов неплохо идет.

Да, в первом прохождении так и делал, налоги на предпоследнем уровне, но в конкретно этом прохождении играл на средних налогах и с отключением пров от налогов. -9 - это тот же штраф к порядку за миграцию, что и -10 с налогами на предпоследнем уровне.
Цитировать
0 #7 Yarthefish 14.10.2015 23:50
2ff
Я не очень понял ваш пост. Заходите на форум, там пообщаемся. Если не хотите читать, не читайте. Я не понимаю, зачем вы вообще комментируете то, что "не читали". Потому что если бы читали, вы бы знали, что провинций я не покидал, а деньги приходят из-за перепланирования провинций. Мне не нужны военные постройки в Испании и поля с рудниками и тавернами в пограничных провах, которые все равно отключены от от налогов и по еде в плюс не выйдут.
Цитировать
0 #8 Yarthefish 14.10.2015 23:58
2 Герман:
Как вы хорошо определяете, что есть баг, а что есть механика игры. У меня так не получается. Я вот все называю механикой игры и смело этим пользуюсь. Пусть и кривой механикой, но все же механикой.

И бросьте уже бросаться фразами типа "должен". Никто никому ничего не должен. Не нравится - не пользуйтесь.
Цитировать

Добавить комментарий

Ссылки в комментариях не работают. Надоела капча - зарегистрируйся.

Защитный код
Обновить