За последнее время вышли несколько довольно значительных модификаций на легендарную стратегию Rome: Total War. Хотя движок уже довольно старый, а графические возможности его очень ограничены, тем не менее создатели модов продлжают активно его эксплуатировать. Итак это RTR VII: Fate of Empires, The Fall of Rome, Arthurian: Total War, Rome Expansion. Рассмотрим эти моды подробнее:
Руководство к Rome Total War для новичков
Руководство к Rome Total War для новичков
Здесь вы найдёте всю основную информацию об игре Rome Total War. Инструкции по установке игры, описание меню, объяснения по интерфейсу. В общем, если вы только начинаете играть в Рим, то вам сюда. Опытные игроки тоже могут почерпнуть немало интересного из статей в этом разделе.
Танки античности - слоны в Rome: Total War.
Cлоны в Rome: Total War.
Первыми использовать слонов для передвижения и сражения начали древние индийцы. Но только посвященные в это тяжелое ремесло могли справляться с этими огромными млекопитающими. Была разработана целая система общения со слонами, а команды и традиции хранились в глубоком секрете. Однако, каким-то нелепым образом, то ли вместе с наемниками, то ли еще по какой-то случайности все учения индийцев просочились на запад, где жили другие народы, в том числе и парфяне с карфагенянами. Будучи посредственными в общении со слонами, они не преминули воспользоваться учениями индийцев. Парфяне, кстати, были кочевниками и содержать слонов им было нелегко, да и никаких свидетельств об использовании этим народом слонов, не сохранились, да и в местах, где жили парфяне, слоны не водились. Например, Александр Великий, во время своего похода на восток, впервые увидел и описал слонов, когда дошел до Индии, не раньше. Получается, слоны и парфяне две несовместимые вещи, непонятно каким образом уместившиеся вместе в одной игре…
А вот у греков были слоны. Вспомним Эпирского царя Пирра (1), который в 280 г до н.э. вторгся в Италию. У него были слоны, пусть мало, но зато были и римские источники упоминающие об этом. Конечно, римляне тогда нашли выход в борьбе со слонами. После одного поражения, римляне перегруппировались и дали еще одно сражения армии Пирра, изрядно потрепанной в первой битве. Римляне бросали под ноги слонов доски с вбитыми в них гвоздями и убивали седоков, но не пускали зажженных свиней, как нам предложили Creative Assembly…
Но из всех рассказов про слонов история больше всего помнит о Ганнибале Барка. Вот уж он попортил римской крови! За 60 с лишним лет до Пирра, он вторгся в Италию, но не там, где его ждали римляне, у Сицилии и на юге полуострова, а в совсем неожиданном для них месте. Ганнибал высадился в Испании, в городе Новый Карфаген и отправился на север, потом на восток, к Альпам, обогнув их, он попал в Италию, где одержал ряд побед, самой яркой из которых стала битва при Каннах. Но Ганнибал, как однажды сказал Магарбал (1), не умел воспользоваться своей победой. Так и не взяв Рим, Ганнибал вернулся обратно в Карфаген, и его дальнейшая судьба была печальной. Но переход через Альпы, где слоны играли первейшую роль, надолго остался в нашей памяти. На равнине эти массивные животные несли на себе большую часть поклажи, но когда армия Ганнибала вступила в горы, весь груз переложили на людей, чтобы слоны, нагруженные тяжелыми вещами, не поскользнулись и не упали в пропасть. Вот как ценили слонов тогда …
Освежив в памяти основные свидетельства существования слонов в истории античных войн, можно перейти к самой игре. Как я уже сказал, имеется несколько случайно (а может и специально) допущенных несущественных ошибок, как, например, слоны у парфян и несуразные отряды горящих свиней. Но без свиней, согласитесь, было бы уже не так весело играть в Rome: Total War.
В игре всего 3 типа слонов:
1. Простые слоны. Доступны Карфагену и Селевкидам. Характеристики: атака – 5, защита – 12, хит-пойнты – 10. Стоимость – 1300. Содержание – 280. Вполне нормальные слоны, поначалу. В крупных баталиях их лучше не применять.
2. Боевые слоны. Доступны Карфагену, Парфии и Селевкидам. Характеристики: атака – 7 (дальняя атака – 10), защита – 16, хит-пойнты – 12. Стоимость – 2520, содержание – 490. Вот это уже порядочные слоны. И стену сломают, и целую орду врагов могут потоптать. Иметь таких слоников в армии просто обязательно! Только вот цена не радует.
3. Бронированные слоны. Доступны: Карфагену и Селевкидам. Характеристики: атака – 7 (дальняя атака – 10), защита – 19, хит-пойнты – 12. Стоимость – 2780, содержание – 590. От последних отличаются только усиленной броней, что позволяет этим слоникам дольше сражаться в ближнем бою. Нужно только следить, чтобы они не устали.

Слоны, не смотря на их огромные размеры, очень нежный юнит. Стоит что-то пойти в битве не так, как слоны начинают бунтовать и сражения заканчивается. Чтобы не происходило такого, нужно запомнить несколько правил, когда слонов использовать нельзя (но, если необходимо, то можно):
- слонов нужно беречь от лучников, баллист и онагров, которые могут обстрелять слонов горящими стрелами и снарядами и животные взбунтуются
- слонов, официально являющимися кавалерией, как бы глупо это не звучало, стоит держать подальше от фаланг и различных копейщиков, которые просто за секунды выносят хороший отряд слонов. Как минимум, нельзя атаковать фалангу с фронта
- также не надо забывать о горящих свинках. Насколько безобидными бы они не казались, но слонов пугают только так
- еще слоны боятся огромного скопления врагов и бунтуют тоже
- постарайтесь сделать так, чтобы отряд слонов не стал капитанским, если перед началой битвы у вас в армии нет генерала. У капитанского отряда слонов кнопка "убийства слонов" уже занята генеральским рожком "собрать отряды" и, если слоны забунтуют, то вам их уже не остановить
Слонов следует использовать против вражеской кавалерии любого класса, верблюдов и даже колесниц, хотя, необходимо быть внимательными с Колесницами с косами понтийцев и селевкидов, которые могут нанести неплохой вред отряду слонов.
Ну и, конечно же, слоны просто созданы для уничтожения пехоты. Это их первостепеннейшая задача.

Однако, прочитав название слоников наоборот, то получится "BestBuy", что означает "Лучшее приобретение".
На самом же деле, это обычные слоны, только в 5 раз больше нормальных. У них даже атака та же, хотя, количество хит-пойнтов увеличено до 15 единиц.
____________________________________________
(1) Пирр (греч. Πύρρος – букв. «огненный», предположительно за цвет волос, лат. Pyrrhus), из рода Пирридов, (319/318–272 гг. до н. э.) – гегемон Эпирского союза (в 306–301 и 297–292 до н. э.), царь молоссов c ?–297 до н. э. и Македонии (в 288–284 и 273–272 до н. э.), один из сильнейших противников Рима.
(1.5)
(2) Магарбал (Maharbal) — полководец Карфагена.
Был командиром Ганнибала во 2-ю Пуническую войну; в битве при Каннах командовал правым флангом карфагенской линии. Он сказал Ганнибалу известные горькие слова: «vincere scis, victoria uti nescis» — «ты умеешь побеждать, но пользоваться победой не умеешь».
При написании этой статьи ни один слон не пострадал :)
Тактика сражений Rome: Total War. Глава первая: Стройсь!
Русская сказка «Морозко»
Что же является основой всей тактики? Что можно без колебаний назвать залогом победы? Наверное, большое количество воинов в армии. Но ещё великий китайский политик и военный стратег эпохи династии Цинь, Сунь Цзы, говорил, что численность армии не имеет никакого значения для исхода боя – всё зависит только от полководца и применяемой им тактики, что не раз подтверждается в игре, когда опытный генерал с парой сильных отрядов на голову разбивал огромную, неорганизованную вражескую армию. Что же может организовать армию любого размера? Только правильно выбранная позиция и чёткое построение, которое даёт армии мобильность в атаке и обороне, что делает её непобедимой. Естественно, можно навалиться толпой, задавив врага числом, если ваша армия действительно больше вражеской раза в три, но так получается не всегда. Но об этом позже. А пока рассмотрим все 8 предложенных в игре построений.

Alea jacta est:
Второе построение – тоже одна линия, но более организованная, чем первое такое построение. Структура, если брать от центра к флангам - тяжёлая пехота, лёгкая пехота, лучники-велиты и конница. Получается такой переход от тяжёлой пехоты к коннице в обоих направлениях. В таком построении правильно стоят только тяжёлая пехота, держа центр, и конница, прикрывающая фланги. Остальные отряды опять остаются крайне уязвимы для вражеской конницы и скоплений пехоты.
Вот я всё говорю, что и это построение тоже уязвимо, а вы мне, наверное, не верите. Сейчас объясняю. Так, как расположена армия в этих двух типах построений, остаётся без подкреплений с тыла и к тому же, когда один или, не дай Бог, несколько отрядов пустились наутёк, то образуется брешь в построении, которую и закрыть-то нечем и таким образом армия, разделённая на две или даже на три части спокойно окружается и терпит сокрушительное поражение. Первыми побегут лучники, у которых, наверняка, включён режим «Держать дистанцию» и лёгкая пехота, не выдержав напора врага, в особенности, конницы. Если лучники всё же героически останутся сражаться (при выключенном режиме дистанции), то вы потеряете ещё больше отрядов. Правда, можно привести помощь с флангов, но они так далеко расположены, что поспеют только для того, чтобы присоединиться к общему паническому бегству.
Это были минусы растянутого построения. Приведу вам для разнообразия один плюс, которым является некоторая вероятность удачного окружения врага - при таком широком построении это не мудрено. Пока центр сражается, фланги спокойно окружают врага и перебивают. Правда и здесь без засады не обошлось, в прямом смысле. На пути идущих во вражеский тыл фланговых отрядов может оказаться вражеская конница или пехота и, если не перебьёт всех, то надолго задержит и подкрепления подойдут только к сбору трупов.
Третье построение – две линии. Ничего особого. Армия строится в две линии. Первая (слева направо, опять же): кавалерия затем лучники. Вторая: генерал, пехота, лучники. Если в армии есть копейщики, то они все соберутся на правом фланге второго ряда. Тоже глупое построение из-за несоответствия позиций отрядов с выполняемыми ими функциями, да ещё и с открытыми флангами, несмотря на копейщиков на правом. Второй ряд ещё ничего, несмотря на генерала, который, стоя впереди всех, уязвим для атак врага. А вот зачем ВСЮ кавалерию поместили на правый фланг первого ряда? Непонятно. Лучники-то уйдут назад под действием спасительной функции «Держать дистанцию», а кавалерия остаётся на правах отряда смертников. Да и ещё такую массу кавалерии нельзя назвать мобильной. Атакуя, они будут мешать друг другу переходить в режим «charge» и все их усилия по созданию массовой атаки пропадут втуне. К тому же, раз на правом фланге кавалерии не оказалось, то он оказался крайне уязвим как для вражеской кавалерии, так и для лучников, которых теперь некому гонять, раз все «лошадники» теперь сгрудились слева. Тем более, все лучники и другие стреляющие юниты, каким-то образом оказались справа, не защищённые и бежать им некуда. Звучит как приговор. Конечно, пока к ним подойдёт враг, он уже будет достаточно нашпигован стрелами и дойдёт он не весь, а тот который дойдёт, выполнит поставленную перед ним задачу сполна – перебьёт лучников или заставит их отступить, а потом ударит во фланг или тыл нашей армии. Всё, конец. Хотя, «Нет!», скажете вы. «Ведь во втором ряду стоит пехота, и она не будет стоять, и смотреть, как их товарищей перебьют!». Мы ей не позволим стоять и смотреть. Но, пока пехота будет защищать хилых лучников, которые, скорей всего, ушли назад, в тыл, и к пехоте и к лучникам, спокойно зайдёт кавалерия и решит исход битвы.
Четвёртое построение – две линии: с пехотой впереди, стреляющими юнитами позади и кавалерией на флангах. Генерал иногда стоит с кавалерией в первой линии, но чаще оказывается во второй, где-то на правом фланге. Первое здравое построение. И генерал вроде бы, стоя во второй линии, защищён, и фланги закрыты, и тыл прикрыт кавалерией. Придраться вроде бы не к чему. Но кавалерия оказывается в первой линии, пусть даже равномерно распределённая на флангах, всё равно, это не правильно. Кавалерия должна стоять чуть позади первой линии с пехотой, чтобы закрывать фланги и тыл и вовремя прийти на помощь пехоте. А, стоя впереди, кавалерия сразу будет втянута в сражение и её функция утратится.
Пятое построение – три линии со стреляющей пехотой впереди, конницей позади и пехотой между ними. Неплохо для битвы, например, с Египтом, у которого не меряно лучников. Хорошо для того, чтобы враг своими лучниками не задел дорогую кавалерию. Но, чёрт возьми, для чего ещё нужна кавалерия, чтобы не гонять лучников? А о незащищённых флангах и речи нет. Кавалерия будет слишком долго выруливать из третьего ряда, чтобы построиться по бокам во втором ряду. К тому же, это построение, да и все построения в три линии, слишком уязвимы к обходу их с тыла. Они слишком узкие и растянутые вглубь. Подходят для расстрела издалека стоящих где-то на одном месте повстанцев, которые даже двинутся бояться.
Шестое построение – три линии, с пехотой впереди, конницей (опять) позади и лучниками посередине. Та же картина, что и в предыдущем случае, только лучники-велиты защищены от атаки спереди.
9 августа 48 года до нашей эры, войска Гая Юлия Цезаря и Гнея Помпея наконец встретились в Фессалии, что на севере Греции. После несколько дней стояния в виду друг у друга, войска, наконец, были готовы к бою. Хотя у Цезаря и было недостаточно конницы, а его легионы были сильно потрёпаны в прошлом сражении, он, всё же, охотно пошёл на это решительное сражение.
Войско Помпея было построено следующим образом. На левом фланге стояли два легиона, которые были в свое время переданы ему Цезарем по решению сената. Здесь же находился и сам Помпей. Центр построения занимал Метелл Сципион с сирийскими легионами. Еще один легион, объединенный с испанскими когортами, которые удалось переправить Афранию, был размещен на правом фланге. Эти войска Помпей считал наиболее надежными. Остальные части, в том числе и добровольцев-ветеранов, он распределил по всему фронту. Семь когорт были оставлены для охраны лагеря. Так как правый фланг построения примыкал к крутым берегам речки, то вся конница, все стрелки и пращники были сосредоточены на левом фланге.
Цезарь поместил 10-й легион на правом фланге, а на левом — 8-й и 9-й, поскольку последний сильно поредел после сражения под Диррахием. На левом фланге он поручил командование Марку Антонию, на правом — Публию Сулле, в центре — Домицию Кальвину. Сам он находился против Помпея. Опасаясь того, чтобы его правое крыло не было обойдено превосходящими силами вражеской конницы, Цезарь, отобрав по одной когорте из каждого легиона третьей линии, образовал таким образом четвертую линию и предупредил воинов, что исход сражения, вероятнее всего, будет зависеть именно от них. Вместе с тем он запретил третьей линии идти в атаку до его сигнала.

Пока в центре развертывалось ожесточенное сражение пехотинцев, конница Помпея, как и следовало ожидать, потеснив более слабые кавалерийские части противника, начала обход незащищенного правого фланга Цезаря. Заметив это. Цезарь немедленно дал сигнал когортам специально образованной им четвертой линии. Они с такой яростью бросились на всадников, стремясь поражать их в глаза и лицо, что те не устояли и обратились в бегство. Стрелки и пращники, оставшись беззащитными, подверглись почти полному истреблению.
Собственно говоря, этой удачной атакой и был совершен решающий перелом в ходе боя. Для его закрепления Цезарь ввел в дело свежие войска третьей линии. Этого напора помпеянцы уже не смогли выдержать, и бегство стало всеобщим. Но в отличие от своего противника Цезарь не удовлетворился такой неполной победой и сумел добиться того, что его солдаты, изнуренные боем и жарой (сражение затянулось до полудня), тем не менее, атаковали вражеский лагерь и ворвались в него. Помпей был полностью разбит и бежал в Египет.
Вывод: Как видно из этого примера, построение в три линии (и даже в четыре, с лёгкой руки Цезаря), повсеместно использовалось римскими полководцами. Третья линия является резервной и вступает в бой, когда две первые не справляются с поставленной задачей. Но в игре использование третьей линия является проблематичным, из-за того, что в одну армию можно набирать не больше 20 отрядов и их просто не хватает, чтобы образовать дополнительную линию.
Седьмое построение – три линии, с конницей в первом ряду, пехотой позади и лучниками посередине. Вот, ругались, что отправили кавалерию отдыхать в тылы, теперь получайте её в первую линию. Пехота будет ещё дольше, чем кавалерия, когда стояла в третьем ряду, обходить все позиции своих войск. Пока пехота будет выруливать из третьего ряда, перестраиваться, как это должно у пехоты, кавалерии в первом настанет каюк, если её не отвести назад. Учтите, что генерал тоже считается конницей и окажется в первом ряду, так что позаботьтесь о нём. Это построение можно использовать, играя за кочевников: гуннов, вандалов и за прочие фракции, у которых сильны кавалерийские традиции.
Построение восьмое – колонна. Все отряды выстраиваются один за другим. Конница становится впереди, за ней пехота и замыкает процессию разные стрелки. Полезна, когда надо вывести огромную армию из ворот и самоотверженно броситься на врага, осаждающего вашу крепость. Не рекомендуется использовать во время боя, хотя, при виде колонны враг почему-то ведёт себя неадекватно и разбить его тоже можно, но вероятность небольшая. Все, наверное, знают о битве, точнее, резне в Тевтобургском лесу в 14 году н.э. Тогда римляне, шедшие неприлично растянутой на 3 километра колонной, попали в засаду к германцам и потеряли целый легион и вспомогательную армию (~8000 человек).
Но, никто не заставляет нас использовать эти ущербные построения. К тому же, перед стартом сражения, компьютер всегда выстраивает армию по своему усмотрению и делает это, скажу вам, гораздо лучше, чем при выборе одного из вышеперечисленных построений. Часто это построение, выбранное компьютером, и используют.
Я не собираюсь указывать, как лучше всего действовать, а лишь привожу те ситуации, с которыми сам столкнулся во время прохождения игры и даю кое-какие советы, которые могут быть полезны не только новичкам, но и тем, кто прошёл игру много раз. Вторые, надеюсь, оценят мою работу лучше.
Вот ещё один пример.
Часто бывает так, что армия, имеющая не полную комплектацию (меньше 20 отрядов в армии), попадает в засаду или просто натыкается на врага, который превышает её по численности и силе. В таком случае нужно не теряться, а дать сражение, если, конечно, знать, что делать.
Шла Вторая Пуническая война. Летом 214 года до нашей эры известный Римский полководец, претор, Марк Клавдий Марцелл собрал многие римские войска на востоке Сицилии и взял в осаду город Сиракузы. Однако осаждённый город и не думал сдаваться без боя. Вместе с прибывшей из Карфагена подмогой, жители города отбивали одну атаку римлян за другой. Оборону города возглавлял Архимед - великий математик и изобретатель. Используя свои изобретения, он выводил из строя одну римскую осадную машину за другой. Из-за этого Марцеллу постоянно требовались подкрепления в виде техники и инженеров. Ближайшим римским городом и военным плацдармом была Мессина, расположенная на севере острова. Оттуда подкрепления и шли к Марцеллу.
На подходе к Сиракузам один небольшой легион, шедший к Сиракузам, неожиданно для себя натолкнулся на карфагенян, идущих в тыл к основной армии Марцелла. Карфагеняне, увидев, что враг везёт с собой осадные орудия, решили не допустить, чтобы они попали к претору. Римлянам некуда было деваться – если они отступят, а значит, оставят осадные орудия карфагенянам, то, по возвращению домой, их будет ждать децимация. Но противостоящий карфагенянам легион не был достаточно укомплектован. Большая его часть состояла из осадных машин, инженеров и вспомогательной пехоты. Лишь 1/5 часть были хорошо подготовленные легионеры. А главной слабостью того легиона можно считать практически полное отсутствие кавалерии. Так что римляне уже и не надеялись на лучшее.
Меж тем, армия карфагенян была многочисленна и состояла поровну из пехоты и кавалерии. Но пехота не отличалась большим опытом сражений и не была хорошо подготовлена и вооружена. Так что карфагеняне надеялись только на свою кавалерию.
На просторном поле, к северу от городка Леонтины, обе армии приготовились к сражению.
Тип сражения: глухая оборона.
Баланс сил: 1 к 1, но враг всё же имеет некоторое преимущество в кавалерии и по численности.
Римляне: 1 генерал, 4 отряда тяжёлой пехоты (Принципы), 4 катапульты (Онагры), 4 баллисты, 6 отрядов лучников (Римские лучники) и 3 отряда велитов.
Карфагеняне: 1 генерал, 8 отрядов кавалерии (4 лёгкой (Кавалерия с круглыми щитами), 4 тяжёлой (Кавалерия с длинными щитами)), 8 отрядов пехоты (4 лёгкой (Иберийская пехота), 4 копейщиков (Ливийские копьеносцы)) и 3 отрядов пельтастов.
Уровень сложности: тяжёлый.

В девяти случаях из десяти вражеский генерал летит вперёд на велитов и, не зная, что с ними делать, получает по башке снарядами, брошенными в него велитами и принципами, только этого и ждущими. Постояв перед ними без толку, он, всё-таки, панически отступает. Онагры и баллисты уже давно ведут относительно прицельный огонь по приближающейся пехоте врага, а лучники поливают стрелами вражескую кавалерию, скопившуюся на обоих флангах. Как только пехота врага врежется в строй велитов в центре, враг начнёт действовать и на флангах, атакуя как лучников, так и онагры. Так что теперь нужно переходить к активной фазе боя. Пока в центре идёт неравный бой велитов с пехотой врага, а принципы на флангах стараются не допустить кавалерию до онагров, нужно вводить в бой и генерала. Он поскачет в центр, куда 100% уже давно вернулся вражеский командир. За нашим генералом можно отправить и команду баллист – в ближнем бое от осадных механизмов мало толку. Когда центр отбит и враг побежал, пусть пара отрядов велитов догоняют паникующего врага. Если от пельтастов осталось шиш да маленько, в догонялки с врагом могут поиграть и команды баллист, главное теперь – не позволить врагу реорганизоваться, ведь все уже устали и второго натиска врага точно не выдержат. Теперь генерал должен спешить на помощь своим флангам, которые ведут неравный бой с превосходящими силами вражеской кавалерии. Когда кавалерия побежала, оставьте её в покое – всё равно её догонять некому. Теперь генерала, да и вообще всю армию вместе с командами онагров, нужно отправить вперёд, на помощь отрядам баллист, на которых напал оправившийся от поражения враг. Вот когда нужно использовать одну единственную тактику, которую многие так любят – навалиться толпой, чтобы враг бежал в панике и уже не возвращался назад.
Всё, битва окончена. Генерал добивает последних врагов и вытирает свой меч о тунику последнего павшего противника. Вытирая пот со лба, он горестно вздыхает, осматривая поле боя. «Как много наших воинов пало сегодня», - думает он. «Но победа стоит того»

Тактика сражений Rome: Total War. Глава вторая: В атаку!
Штурм городов является сложнейшим мероприятием в карьере полководца. Чтобы осуществить удачное взятие города в короткие сроки с наименьшими потерями нужно иметь хорошо продуманный план, правильно разработанную тактику и немного везения. Если план готов, а враг обескровлен долгой осадой, то, естественно, город обречён. Но, пока солдаты будут катить осадные башни и тащить лестницы или таран и лезть на стены или ломать ворота, защищающиеся будут нещадно обстреливать их, сражаясь до последнего солдата, до последней капли крови.
Бойцы невидимого фронта - шпионы в Rome: Total War
Бойцы невидимого фронта - шпионы в Rome: Total War
Кто же они?
Шпионы - ваши глаза и уши на территории противника. С их помощью вы можете разузнать о планах врага, численности и силе его армий, характеристике его полководцев, городах и построенных в них зданий. Тем самым, шпионы помогут вам избежать каких-либо неожиданностей от противника и самим застать его врасплох. Тем более, шпионы могут несколько снижать радость населения вражеского поселения, если вы поместите его туда.
Как использовать шпионов в кампании Rome Total War?
Шпионы обучаются в поселениях, в которых есть рынок (или более крупное торговое здание). Стоимость вербовки шпиона составляет 350 золотых, а содержание - 100. На вашей собственной земле они действуют в качестве контрразведчиков и агентов тайной полиции.
Когда вы выберете вашего шпиона и решите отправить его выполнять его прямое назначение, то сначала подготовьте его. Для этого его нужно немного прокачать на слабых героях, таких как капитаны мелких армий, послы-неудачники и слабые представители семей соседних фракций.
За один ход шпион может выполнить только одно действие, т.е. посмотреть на вражескую армию и скрыться во вражеском городе сразу не получится. Для каждого действие есть некоторая вероятность его выполнения, так назывемые "шансы на успех", как видно на скриншоте рядом. Чем выше процент вероятности, тем успешнее будет миссия шпиона. На тяжелых уровнях сложности при 75 и ниже процентах во вражские города лучше не соваться. Однако, если повезет, то шпион может проникнуть в стан врага и при 50%, если он хорошо подготовлен.
Поместите шпиона во вражеское поселение для сбора информации. Внедрившийся шпион может спровоцировать беспорядки или открыть ворота во время осады.
• Поместите шпиона в то место, где находится вражеская армия. Шпион может собрать информацию о силе армии и качествах командующего. Точность этой информации зависит от способностей шпиона.
• Поместите шпиона в то же место, где находится вражеский агент, чтобы получить информацию об этом шпионе, дипломате или наемном убийце.
Шпионов можно использовать для противодействия вражеским агентам:
• Шпионы всегда видят вражеских шпионов, которые невидимы для вас.
• Шпионов можно прикреплять к вашим собственным армиям. Просто переместите шпиона в то же место, где находится армия. Шпиона можно устранить из армии, щелкнув по закладке персонажей, пометив шпиона, а потом щелкнув правой кнопкой по точке на игровой карте. Но лучше, все таки, чтобы шпион ходил самостоятельно, ведь армия обычно двигается медленней и шпион, бродя по карте отдельно, будет намного полезен. Но смотрите сами.
• Шпионов можно поместить в одно из ваших поселений, где они будут действовать в качестве контрразведчиков и держать под наблюдением местных смутьянов и пресекать попытки проникновения вражеских разведчиков в город. Это улучшает общественный порядок в поселениях и даже спасти жизни вашему генералу, если на него задумали покушение.
С течением времени шпионы могут совершенствоваться и приобретать определенные характерные черты (свиту) — если они остаются в живых, разумеется!